Так отреагировал глава Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел на возмущение Назарбаева тем, что суды оправдывают преступников. По мнению Ануара Тугела, оправдательные приговоры выносят в основном присяжные заседатели, а значит, профессионализм судей тут ни при чем.
Автор: Ануар ТУГЕЛ
Поводом для недовольства Нурсултана Назарбаева на совещании с силовиками в среду стала информация генпрокурора Асхата Даулбаева. Он сообщил, что подозреваемый в массовом убийстве в Иле-Алатауском национальном парке уже попадал в поле зрения силовиков и даже сел на скамью подсудимых за убийство. Однако горсуд Астаны оправдал его, и мужчина вышел на свободу. При этом, по заверению главы Генпрокуратуры, вина подсудимого была полностью доказана в суде, а прокуроры безрезультатно вносили протесты на этот приговор.
Услышав эту историю, Нурсултан Назарбаев возмутился и поручил главе Верховного суда Бектасу Бекназарову провести «громкое разбирательство» по случаям, когда суды оправдывают преступников. Желание навести порядок в этой сфере вполне понятно. Однако есть большие опасения, что ретивые исполнители возьмут под козырек и сделают все, чтобы свести число оправдательных приговоров к минимуму, а лучше — к нулю. Для граждан, попавших в поле зрения правоохранительных органов, это будет означать только одно: обратного пути уже не будет.
А руководитель Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел на своей страничке в «Фейсбуке» обратил внимание на другой аспект этой истории. Прокуроры — не истина в последней инстанции, и их протесты сами по себе еще не означают, что суды принимают неверное решение. Приводим мнение г‑на Тугела полностью:
«Оправдательные приговоры выносятся, в основном, судами с участием присяжных заседателей. Если присяжные заседатели вынесли вердикт «невиновен», значит, это недоработка прокурора, который не убедил присяжных заседателей в обратном. Вердикт присяжных заседателей «виновен» или «не виновен» окончательный и обжалованию или опротестованию не подлежит. Прокурор может внести протест, если нарушена процедура, поэтому протест прокурора не может быть критерием обоснованности или необоснованности вынесенного судебного решения».
Подготовлено Иваном ПРИХОДЬКО