В суде по делу экс-главы Комитета таможенного контроля Серика Баймагамбетова оглашено обвинительное заключение и опрошены первые свидетели. Обвинение состоит из двух эпизодов. Уже ясно, что первый вызывает большие сомнения.
Автор: Камиль АЯНОВ
Напоминаем, Серик Баймагамбетов полгода назад был задержан сотрудниками Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Ему инкриминируется получение взятки и превышение служебных полномочий. Дело бывшего таможенника рассматривает Специализированный межрайонный суд Астаны.
На заседании, состоявшемся в минувшую пятницу, сторона защиты ходатайствовала об изменении меры пресечения для своего подзащитного: Баймагамбетов, находясь в следственном изоляторе, заразился гепатитом. Адвокаты предоставили заключения судмедэкспертизы и Министерства здравоохранения о том, что лечение возможно лишь в условиях стационара и совершенно недоступно в СИЗО. Обвинение оснований для перевода подсудимого под домашний арест не увидело. Прокуроры заявили, что Баймагамбетов обвиняется в совершении особо тяжких преступлений, наказание за которые составляет от 10 до 15 лет. А домашний арест возможен только в том случае, если предполагаемое лишение свободы составляет менее пяти лет. Адвокаты воззвали к презумпции невиновности. Судья пообещал рассмотреть этот вопрос позднее.
Не таможня, а ярмарка вакансий?
«Гвоздем» пятничного заседания стало обвинительное заключение. Прежде всего Баймагамбетова обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Так, придя на службу в Таможенный комитет, подсудимый переманил на работу своего личного шофера Каната Шарипова.
- В период с 25 мая 2011 года по 10 октября 2011 года Шарипов, являясь работником автохозяйства, оказывал Баймагамбетову транспортные услуги в качестве его водителя, — указано в заключении. — Кроме того, Шарипов по указанию подсудимого на автомашине РГП оказывал услуги членам его семьи. Заведомо зная, что Шарипов является работником РГП «Автохозяйство», в целях обеспечения выгод для последнего Баймагамбетов, используя свои служебные полномочия, вопреки интересам службы, решил обеспечить его дополнительным материальным вознаграждением…
Таким образом, Канат Шарипов оказался штатным водителем столичного департамента таможенного контроля с соответствующей зарплатой. А работа, по данным прокуроров, была прежней — возить Баймагамбетова и его семью.
- В этот же период по просьбе Шарипова на должность специалиста отдела по борьбе с экономическими преступлениями управления по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля по г. Астане был назначен его сын Ерлан Шарипов с присвоением специального звания «младший лейтенант таможенной службы», — указано в заключении. — Однако фактически Ерлан Шарипов… функциями с указанной должностью не занимался, а исполнял функции личного водителя членов семьи Баймагамбетова.
В октябре новоиспеченный офицер получил назначение на должность старшего специалиста-кинолога управления по борьбе с контрабандой ДТК. По подсчетам следствия, оба Шариповых за время работы с июня по октябрь 2011 года получили в департаменте таможенного контроля зарплату в сумме 604 897 тенге. Все вышеперечисленное послужило поводом для предъявления обвинения экс-главе таможни в преступлениях, предусмотренных ст. 307, ч. 2, УК РК.
Второе обвинение изрядно тяжелее — взятка. Так, согласно данным обвинения, в январе 2012 года к Серику Баймагамбетову обратился начальник департамента таможенного контроля по Восточно-Казахстанской области Улугбек Джанабаев. Он попросил патрона решить вопрос назначения на должность заместителя начальника ДТК по ВКО в пользу Мухамеджана Абдразакова.
- Баймагамбетов, являясь должностным лицом, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя из корыстной заинтересованности, получил лично через посредников в качестве взятки денежные средства в особо крупном размере — в сумме 80 тысяч долларов, — указано в заключении. — То есть совершил коррупционное преступление, предусмотренное ст. 311, ч. 5, УК РК.
Подсудимый предъявленных обвинений не признал. Особо его возмутила первая часть.
- Мне непонятно, в чем конкретно я обвиняюсь! — заявил Баймагамбетов. — За водителями были закреплены машины, они выполняли свои функциональные обязанности. Что водители, получая заработную плату, нанесли ущерб государству, я считаю, неверно. Совмещение по должности водителя не запрещено законом.
«Мы работали законно!»
Свидетели обвинения, оба Шариповых, также заявили, что ничего незаконного не делали. Канат Шарипов сказал, что работал честно, а если кого и возил, то в основном по служебной надобности.
- Зарплату получал в двух местах — 49 тысяч и 31 тысяча тенге, — рассказал он на заседании суда. — Выходило 80 тысяч тенге. Зарплату получал сам, никому не отдавал. В департаменте работал по договору вольного найма. Зарплата не соответствовала объему работы, потому что каждый день приходилось работать и по оперативным делам.
Членов семьи Баймагамбетова Шарипов, по его признанию, возил крайне редко. Дочку — в школу «Мирас», супругу — на работу. Дочку возил редко — были каникулы. Когда судья отметил, что это не совпадает с прежними показаниями Шарипова, тот пожал плечами:
- Значит, следователи не так написали мой ответ. Я законно получал свою зарплату.
Его сын Ерлан рассказал, что работает штатным кинологом ДТК, и поделился еще несколькими фактами своей биографии. Он отслужил в армии, после увольнения сидел без работы, никуда не принимали. Потом (не без помощи отца) сумел трудоустроиться в МВД. Проработал год. Работа не нравилась, да и к тому же была опасной — негласное наблюдение.
- Когда Баймагамбетов перешел работать в комитет, отец попросил его меня перевести, — рассказал Ерлан. — В июне 2011 года меня приняли в отдел по борьбе с контрабандой управления по борьбе с экономическими преступлениями кинологом. Но собаки не было, поэтому мне временно поручили работать дежурным водителем на «Тойоте-Камри» отделения по борьбе с контрабандой. Возил работников канцелярии, сотрудников отделения.
Только в феврале 2012 года молодому человеку удалось съездить на учебу в Алматы, в центр кинологической службы. Там он получил служебную собаку, 3 месяца ее дрессировал и вернулся в конце мая.
- В настоящее время такой же специалист, как я, возит работников канцелярии, — отметил Шарипов.
Членов семьи Баймагамбетова, по словам Ерлана, он возил эпизодически. Изредка забирал дочь и супругу утром по дороге. Супруга выходила из машины, не доходя до места работы, а дальше шла пешком.
- Мои сослуживцы на следствии подтвердили, что в рабочее время я был на работе в ДТК, а не находился дома, — подчеркнул Ерлан Шарипов. — Так что свою зарплату я получал законно.
Continue reading here:
Экс-таможенник не тех сажал за руль