Бывший казахстанский диктатор использовал Великобританию для защиты многомиллиардной бизнес-империи, построенной за три десятилетия его правления, сообщает Бюро журналистских расследований и The Telegraph.
Фонды, контролируемые Нурсултаном Назарбаевым, печально известным автократом, находившимся у власти до 2019 года, контролировали активы на сумму 7,8 млрд долларов через Jusan Technologies. Одна из дочерних компаний компании, казахстанский банк, получила многомиллиардную государственную помощь и продолжила выплату дивидендов своей материнской компании. Она зарегистрирована в Великобритании, где у нее всего один сотрудник.
Документы от октября 2021 года показали, что JUSAN Technologies находится в центре обширной корпоративной операции с частными интересами, принадлежащими представителям казахстанской элиты с хорошими связями и предприятиями, связанными с правящей семьей Объединенных Арабских Эмиратов. Их активы держались через десятки предприятий, разбросанных по Казахстану, Люксембургу, ОАЭ, Великобритании, а теперь и США.
Разоблачения усиливают растущее мнение о том, что Великобритания рекламирует себя как юрисдикцию, где олигархи, диктаторы, а также клептократы могут легко вести дела без особого надзора. В прошлом месяце уходящий министр заявил, что правительство отложило запланированный законопроект об экономических преступлениях, который, среди прочего, должен был усилить Регистрационную палату Великобритании, корпоративный реестр.
Депутат от лейбористской партии Дама Маргарет Ходж недавно заявила в парламенте, что Назарбаев использовал благотворительные фонды для «тайного контроля» над рядом активов, частично принадлежащих компании JUSAN Technologies. Она сказала, что Великобритания закрывала глаза на подозрения в богатстве, и утверждала, что ряд казахстанских элит разбогател благодаря клановому капитализму при режиме Назарбаева.
«Великобритания открыла наши границы, наш рынок недвижимости, наши финансовые структуры для казахстанского правящего класса, что позволило им отмывать свои незаконные богатства и тратить их», — сказал Ходж в парламенте. «Хуже того, мы даже не применяем наши существующие законы против любого из этих правонарушений».
За 29 лет пребывания у власти Назарбаев победил на выборах, набрав более 90% голосов, накопил огромное состояние для своей семьи и взрастил культ личности – столица страны была переименована в его честь. Считается, что он продолжал обладать огромной властью вплоть до массовых протестов в прошлом месяце, которые были подавлены полицией и привели к гибели по меньшей мере 225 человек. Он опроверг информацию о том, что бежал из страны.
Как впервые сообщил в прошлом месяце Проект по освещению организованной преступности и коррупции , три образовательных фонда, включая Фонд Назарбаева, контролировали JUSAN Technologies. Назарбаев курировал фонды. Бойс Шиллер Флекснер, юристы Назарбаев фонда в Лондоне, заявили, что до конца 2021 года право собственности на компанию было передано американской некоммерческой организации в качестве благотворительного пожертвования. контролирует JUSAN Technologies.
По словам Бойса Шиллера Флекснера, новым владельцем стала компания Jysan Holdings LCC, которая, в свою очередь, принадлежит некоммерческой группе NU Generation Foundation. Президентом Фонда NU Generation является Аслан Саринжипов, исполнительный директор Назарбаев Фонда и министр образования и науки Назарбаева с 2013 по 2016 год.
Бойс Шиллер Флекснер заявил, что вовлеченные лица и организации не зависят от Назарбаева, а целью предприятия является финансирование Назарбаев Университета Казахстана и других образовательных проектов.
Смена владельца еще не отражена в Регистрационной палате, хотя Boies Schiller заявила, что соблюдает все правила, касающиеся раскрытия информации об изменениях в пакете акций.
По словам Бойса Шиллера, еще до смены собственника Назарбаев не получал личной выгоды от компании, поскольку, хотя он и был главой фонда, его устав запрещает ему использовать ее активы в личных целях.
Последние отчеты Jusan Technologies, поданные в октябре 2021 года, показали, что валовые активы на сумму 7,8 млрд долларов, включая более 3 млрд долларов наличными, принадлежали банковским, телекоммуникационным и розничным предприятиям, в основном в Казахстане. В отчетах раскрыты чистые активы в размере 1,6 млрд долларов и чистая прибыль в размере более 550 млн долларов за 2020 год.
Несколько старых соратников Назарбаева были связаны с этой быстро развивающейся бизнес-империей. Ербол Орынбаев, занимавший пост вице-премьера и помощника президента при Назарбаеве до 2015 года, был директором Jusan Technologies и владел 4,6% акций. Он также является заместителем председателя правления First Heartland Jusan Bank, одного из крупнейших банков Казахстана и самого ценного бизнеса компании.
Галимжан Есенов, олигарх, женившийся на дочери племянника Назарбаева, который, в свою очередь, был главой суверенного фонда Казахстана при Назарбаеве, владеет 20% акций First Heartland Jusan Bank. Он не ответил на запросы о комментариях.
«С 2017 года мы наблюдаем беззастенчивую консолидацию казахстанского банковского сектора под властью семьи Назарбаевых, — сказала Кейт Маллинсон, специалист по Евразии и России в Chatham House.
Еще одна известная фигура, имеющая связи с JUSAN Technologies, — шейх Тахнун бин Заид аль-Нахайян, сводный брат президента ОАЭ и сын основателя страны.
Среди других компаний шейх Тахнун возглавляет Group 42, бизнес по искусственному интеллекту, который еще в прошлом году владел 3% акций Jusan Technologies через инвестиционный инструмент под названием QAZ42. Он также является одним из самых влиятельных должностных лиц ОАЭ, выступающим в качестве советника по национальной безопасности страны. Группа 42 не ответила на запросы о комментариях.
Огромное богатство, накопленное фондами Назарбаева, в значительной степени зависело от государственных фондов Казахстана.
За последние годы банк First Heartland Jusan Bank получил не менее 2,3 млрд долларов государственной помощи. Сообщается, что в начале 2021 года компания использовала часть этих денег для выплаты акционерам дивидендов в размере 430 млн долларов, игнорируя требования финансового регулятора Казахстана. Ряд соратников Назарбаева, прямо и косвенно владеющих акциями банка, извлекли выгоду из этих огромных вливаний казахстанских государственных денег.
Ирина Велиева, кредитный аналитик S&P Global, сказала, что такие денежные выплаты после государственной помощи «выглядят необычно».
Она добавила: «Правительство Казахстана имеет очень долгий опыт оказания поддержки банкам. В то же время владельцы и руководители банков не всегда несли ответственность за финансовые потери, причиняемые банками, до прихода государственной поддержки».
Jusan Bank заявил, что дивиденды, которые он выплачивал, были законными и оправданными после того, как кредитор был стабилизирован.
Такие компании, как Jusan Technologies, частично могут работать в Великобритании благодаря помощи юристов и бухгалтеров, которые работают и консультируют совершенно законно, за кулисами.
Бойс Шиллер сказал, что Великобритания была выбрана в качестве базы для холдинговой компании из-за ее весьма уважаемого правового режима.
Компания была зарегистрирована в марте 2020 года американской юридической фирмой Cohen & Gresser, а ее последние поданные отчеты были подписаны в августе 2021 года Ракешем Шаунаком, председателем и управляющим партнером MHA MacIntyre Hudson, аудитором из Великобритании. Компания заплатила Макинтайру Хадсону 462000 долларов за аудит и другую работу в 2020 году.
MacIntyre Hudson находится под следствием Совета по финансовой отчетности в связи с аудитом другой компании в 2018 и 2019 годах. Он подтвердил, что сотрудничает со следствием.
«Выбор Великобритании отражает восприятие евразийскими элитами и клептократами того, что Великобритания является эффективным гарантом их богатства и прав собственности», — сказал Александр Кули, специалист по Евразии Колумбийского университета в Нью-Йорке. «Вот почему он более привлекателен, чем другие сущности, которые могли бы лучше охранять секретность. По сути, то, что они покупают, — это своего рода юридическая стабильность и защита. То, что сейчас происходит в Казахстане, — это как раз тот случай непредвиденных обстоятельств, который они, вероятно, имели в виду или который просили учитывать их помощники, которые составляли эти соглашения».
Джон Пенроуз, член парламента от консерваторов, сказал: «Мы должны быть в авангарде мер по борьбе с коррупцией и мошенничеством, а это означает, что законопроект об экономических преступлениях должен быть неотложным и неотложным приоритетом… Мы не будем угрожать нашему процветанию». вводя эти стандарты, мы фактически угрожаем ему, если не будем».
Источник: https://www.thebureauinvestigates.com/