1 C
Астана
26 апреля, 2024
Image default

Эксплуатация красками параноидально-критического метода

Не так часто куль­тур­ные собы­тия про­ис­хо­дят в про­вин­ци­аль­ных горо­дах Казах­ста­на. Речь идёт о сво­бод­ном искус­стве, а не о пока­зуш­ной «само­де­я­тель­но­сти», столь люби­мой аки­ма­та­ми. Про­шед­шая 18 мар­та в курил­ке драм­те­ат­ра в Пет­ро­пав­лов­ске выстав­ка арт-груп­пы «Сиб­сы Х.….…» — одно из немно­гих тако­вых событий.

Худож­ник Игорь Хельг­ман, сле­ду­ю­щий пара­но­и­даль­но-кри­ти­че­ско­му мето­ду сюр­ре­а­лиз­ма, назвал выстав­ку соб­ствен­ным изо­днев­ни­ком: он пред­ста­вил 12 рамок с соеди­нён­ны­ми спи­ра­лью в кален­дар­ном поряд­ке 365 карточками.

В гра­фи­че­ских мини­а­тю­рах не было кон­кре­ти­ки — сюр­ре­а­ли­сти­че­ское искус­ство стро­ит­ся на спле­те­нии реаль­но­сти, сна, бре­до­вых виде­ний, созда­ва­е­мом под­со­зна­ни­ем худож­ни­ка. Ужа­са­ю­щие суще­ства: не то живот­ные, не то люди; химе­ры, соеди­ня­ю­щие в себе живое и нежи­вое, пред­ме­ты, гео­мет­ри­че­ские фигу­ры. «Поче­му всё такое печаль­ное?», «Поче­му так мно­го пес­си­миз­ма?», «Поче­му нет улы­бок?» — спра­ши­ва­ли посе­ти­те­ли выстав­ки. Дей­стви­тель­но, в этом сума­сшед­шем соче­та­нии несо­че­та­е­мо­го отсут­ство­ва­ло пози­тив­ное. Угне­те­ние, без­раз­ли­чие, страх, пусто­та отра­жа­лись в физио­но­ми­ях всех этих бес­смыс­лен­ных созда­ний. Жизнь и смерть, суще­ство­ва­ние и уни­что­же­ние. Как явствен­но нари­со­ван­ные худож­ни­ком цепи, так и про­сто неле­пые свя­зи меж­ду суще­ства­ми с сосед­них кар­ти­нок созда­ва­ли не менее явствен­ный образ все­про­ни­ка­ю­щей экс­плу­а­та­ции. Здесь мож­но было уви­деть и поли­цей­ский гнёт, и пат­ри­ар­халь­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния и мно­же­ство сек­су­аль­ных пред­рас­суд­ков. И лишь кро­лик, в раз­ных обли­чьях появ­ля­ю­щий­ся на пер­вой мини­а­тю­ре каж­до­го меся­ца, являл собой экс­плу­а­та­тор­ское мень­шин­ство: то коро­ля, то гене­ра­ла, то сте­рео­тип­ное изоб­ра­же­ние капи­та­ли­ста во фраке.

Поче­му нет улы­бок? Поче­му так пес­си­ми­стич­но? Улы­бок дей­стви­тель­но нет, пото­му что реак­ция под­со­зна­ния на сло­жив­шу­ю­ся в совре­мен­ном обще­стве соци­аль­ную над­строй­ку эко­но­ми­че­ской систе­мы капи­та­лиз­ма нега­тив­на. Пес­си­миз­ма же здесь нет. Сюр­ре­а­лизм не может быть пес­си­ми­стич­ным или же, напро­тив, опти­ми­стич­ным. Это зари­сов­ка под­со­зна­ния. Смерть и уни­что­же­ние здесь демон­стри­ру­ют детер­ми­низм и измен­чи­вость все­го — в том чис­ле, эко­но­ми­че­ской систе­мы, порож­да­ю­щей подоб­ную реак­цию подсознания. 

Сюр­ре­а­лизм, таким обра­зом, диалектичен. 

Сюр­ре­а­лизм нико­гда не был апо­ли­ти­чен. «Неза­ви­си­мое искус­ство — за рево­лю­цию» гла­сил мани­фест осно­во­по­лож­ни­ка сюр­ре­а­лиз­ма А. Бре­то­на и Льва Троц­ко­го «За рево­лю­ци­он­ное искус­ство». Это не пес­си­мизм, это — при­зыв искус­ства к действию.


Источ­ник: www.socialismkz.info,
полу­че­но с помо­щью rss-farm.ru

See more here:
Экс­плу­а­та­ция крас­ка­ми пара­но­и­даль­но-кри­ти­че­ско­го метода

архивные статьи по теме

Как полицейские выгоняли журналистов со своей аттестации

Забастовка нефтяников глазами очевидца

Как чиновники «кинули» сирот