Мы попросили юриста, имевшего доступ к уголовному делу по факту массовых беспорядков в Жанаозене 16 декабря 2011 года, дать свою оценку материалам предварительного следствия, собранным в тома уголовного дела. Он согласился, но только при условии, что мы не будем раскрывать его фамилию и место работы.
Автор: Редакция
К сожалению, на сегодняшний день общественность практически ничего не знает об обвинениях, предъявленных 37 подсудимым на процессе в Актау. Благодаря находящейся в процессе государственной регистрации партии «Алга» в Интернете размещен неофициальный перевод обвинительного заключения.
Что же касается самого уголовного дела, то ознакомиться с 93 томами на казахском языке смогли совсем немногие. Как правило, это или сотрудники КНБ, или надзиравшие за следствием прокуроры, или гособвинители. Мы даже сомневаемся, что все подсудимые и их адвокаты изучили все тома уголовного дела — скорее всего, они читали только то, что инкриминируется им.
Но сначала в порядке информации коротко о статье 241 УК РК «Массовые беспорядки». Она предусматривает следующие составы преступления и наказания за них:
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами, — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Вот что нам сообщил эксперт:
1. Доказательства вины подсудимых построены на показаниях засекреченных, зашифрованных свидетелей, которых полиция защищает от возможного давления со стороны подсудимых, их родственников и близких согласно ст. 100 УПК РК.
Эти зашифрованные свидетели дают разные, зачастую противоречивые показания. Так, не соответствуют действительности расположение зданий, или свидетели просто не имели возможности наблюдать за происходящим. Однако следователи эти показания не проверяли и следственные эксперименты с целью выяснения причин расхождения или несоответствия не проводили. То есть не установлено достоверно, мог ли свидетель опознать на таком расстоянии, при таком расположении объектов тех или иных лиц.
2. Опознание подозреваемых свидетелями проводилось по фотографиям, тогда как была реальная возможность провести опознания лично. Все опознаваемые находились под стражей.
3. Обвинения в отношении всех обвиняемых сделаны по шаблону, без указания конкретных действий того или иного лица. Фактически следователи меняли только фамилии.
4. В 3‑х томах уголовного дела подшиты приказы о принятии и увольнении на работу нефтяников, которые не имеют никакого отношения к данному делу.
5. В 1—4 томах уголовного дела содержатся протокола допросов 77 подозреваемых, которые к рассматриваемому на судебном процессе в Актау уголовному делу не имеют никакого отношения.
Причем все их допросы были проведены без участия адвокатов, тем самым было нарушено право подозреваемых на защиту (ч. 7 п. 3 и п. 5 ст. 68 УПК РК). В соответствии с ст. 216 УПК КР им не было разъяснено, в чем они подозреваются и не указана статья УК РК. Между тем в случае отказа подозреваемого от услуг адвоката, отказ должен быть оформлен в письменном виде при обязательном присутствии адвоката и наличии ордера. В отношении этих 77 подозреваемых впоследствии не было принято процессуального решения о прекращении уголовного преследования или выделении его в отдельное производство.
6. Материалы обвинения в отношении 37 человек охватывает всего 30 томов. В остальных томах содержатся материалы, не имеющие отношения к подсудимым — копии приказов о принятии и увольнении других лиц, распечатки телефонных переговоров, не относящиеся к данному делу, протоколы допросы свидетелей, не включенных в список свидетелей. В результате чего общее количество томов уголовного дела было искусственно увеличено до 93 томов.
7. Предварительным расследованием одностороннее проведено расследования по фактам погромов. Так, по всем эпизодам вменено обвинение по ст. 241 УК РК, тогда как по многим эпизодам присутствуют признаки кражи (тайного похищения имущества) и по эпизоду в отношении Уразова Н. имеет место грабеж и умышленное причинение вреда имуществу.
8. Односторонне проведено расследование по фактам погромов предприятия «Ломбарда Гарант кz», заявившегово время следствия иск на сумму 7 579 062 тенге. В частности следствием не разграничена сумма ущерба владельца ломбарда и сумма залогового имущества клиентов ломбарда. Не истребованы документы с клиентов ломбарда, и они не признаны потерпевшими. Кроме того, не дана правовая оценка бездействию охранной организации, с которым ломбард состоял в договорных отношениях и по условиям его должен нести материальную ответственность за его исполнение.
Есть над чем задуматься, уважаемые читатели?
See the original post:
Экспертная оценка: “Это 93 тома туфты!”