Шораз, доктор Смерть – казахский олигарх
Кто не помнит дела Мухтара Аблязова – казахского банкира, олигарха и псевдо-диссидента, – которое в прошлом году подробно освещалось в итальянских СМИ. Смелый арест и экстрадиция его жены Альмы Шалабаевой. Волна сообщений в СМИ, которая моментально разнеслась в определенной части итальянских СМИ и громко обсуждалась влиятельными международными информационными агентствами. Замораживание экономических отношений, и «самое интересное под конец» – официальный визит премьер-министра Ренци 12 июня в Астану для восстановления двусторонних отношений с президентом Назарбаевым.
Аблязов бежал из Казахстана, прихватив с собой более 7 миллиардов долларов США, полученных в результате банкротства банка «БТА», где он был президентом. Сегодня Аблязов сидит в тюрьме во Франции, в отношении него выданы международные ордеры на арест не только в Казахстане, но и России и Украине, так как «БТА» работал и в этих странах тоже.
Несомненно, не хватает не подражателей, но в данном конкретном случае – наставников.
У многих бывших советских республик, сегодняшних локомотивов развития геоэкономического пространства, на которых нам стоило бы обратить свой взор, к сожалению, есть свои темные стороны, свои скелеты в шкафу, которые иногда превращаются в ящик Пандоры, из которого и выходит зло, приобретающее, как в данном конкретном случае, очертания олигархов. Одним из них является так называемый «доктор» Шораз, он же Рахат Алиев.
Доктор Шораз, действительно, доктор в соответствии с полученным медицинским и экономическим образованием, а к тому же еще и высокопоставленный чиновник, политик, бизнесмен и дипломат из Казахстана.
Несмотря на клятву Гиппократа, он показал себя холодным и бесцеремонным, если речь идет о накоплении собственного богатства, поэтому он покинул страну после того, как присвоил себе многие миллионы долларов. После себя он оставил целый шлейф преступлений, среди которых убийство является всего лишь одним из них.
Казахстанский суд приговорил его к 40 годам тюремного заключения.
Так Шораз, Рахат Алиев, искал защиты в Европе, в Австрии, где женился гражданке страны, чтобы, взяв себе ее фамилию, запутать расследования, пытаясь скрыть неопровержимые улики в совершении преступления.
Затем он отправился на Мальту, откуда после ряда сомнительных обстоятельств снова вернулся в Австрию. Но вопреки ожиданиям, его отправили в тюрьму Йозефштадт, в то время как земельный суд г. Вены постановил продлить его содержание под стражей на основании подозрений в совершении тяжких преступлений несмотря на многочисленные попытки его адвокатов добиться его освобождения под залог.
У австрийской полиции много убедительных оснований считать, что им приходится иметь дело с беспринципным садистом-убийцей, как свидетельствуют материалы уголовного дела, ангелом смерти, почти серийным убийцей.
На самом деле, Шораз обвиняется, среди прочего, в убийстве в стиле мафии двух бизнесменов, которых он заставил принимать психотропные вещества и потом удушил, а тела спрятал в бочках, наполненных известью. Потом закопал их в заброшенной местности. Пострадавших подвергли пыткам, заставили переписать доли участия в своих компаниях, а затем от них просто избавились, ведь они были опасными свидетелями.
Кроме того, согласно некоторым расследованиям, по распоряжению Алиева пыткам подверглись и телохранители бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, чтобы добиться от них признания в государственном перевороте. В апреле 2000 года оба телохранителя Ибарев и Афанасенко утверждали, что Алиев пытал их с целью получения признания в том, что Кажегельдин планировал государственный переворот против президента Назарбаева.
Наконец, Алиева подозревают в пытках и убийстве 23-летней телеведущей Анастасии Новиковой. Семья потеряла с ней связь в 2004 году и объявила ее в розыск 26 июля 2007 года. В некоторых письмах Алиева называют отцом незаконно рожденной дочери телеведущей, которая впоследствии вышла замуж за сотрудника казахстанского посольства в Вене Данияра Эстена, чтобы скрыть свою связь с Алиевым.
Алиев отрицает все обвинения, заявляя, что они имеют политические мотивы, или, как и все прочие олигархи, разыгрывает карту диссидента.
До 2011 года Казахстан подал запрос о выдаче Алиева, но тот был отклонен. Алиев праздновал данный отказ, не понимая, что на основании международных соглашений Австрии самой придется проводить расследование вследствие того, что запрос был отклонен.
И тот факт, что доктор Шораз сейчас находится в тюрьме, говорит уже кое о чем.
Спустя три года расследований, в рамках которых были изучены многочисленные факты и допрошены более 100 свидетелей, а также выслушаны консультанты-эксперты, проводившие экспертизу имеющихся доказательств, прокуратура г. Вены выдала европейский ордер на арест олигарха.
Само собой разумеется, что адвокаты обвиняемого четко придерживаются своей линии защиты, утверждая о политических мотивах данного обвинения.
Защита настаивает на том факте, что Алиев является всего лишь жертвой политического преследования, оппозиционером, которого обвиняют исключительно на основании отрывочных и поддельных улик, изготовленных для данного дела. Тем не менее, по поручению прокуратуры г. Вены Федеральное ведомство уголовной полиции провело тщательную проверку следственных мероприятий, проведенных в Казахстане, и пришло к выводу, что «нет достаточных оснований полагать, что обвинение, выдвинутое в отношении Алиева и его подельников, было сфабриковано казахстанскими органами».
Стратегия Алиева и его многочисленных консультантов проста: создать своего рода мираж, теорию заговора, которая не потерпела бы ни малейшей критики.
Дело в том, что Алиев не создавал никакой партии и никогда не боролся за демократию. Он стал причислять себя к оппозиции лишь тогда, когда казахстанские силы правопорядка стали серьезно расследовать в отношении него и представлять для него угрозу.
Такова хроника событий на сегодняшний день. Но последствия выходят далеко за рамки судебных аспектов. С одной стороны, существуют страны, которым льстит сама идея предлагать убежище самым закоренелым преступникам, если в их распоряжении имеются значительные активы.
В данном случае речь идет о позиции, которая сильно раздражает те страны, которые выдают ордеры на арест. И те, которым сложно понять, почему тот, кто украл, не находится за решеткой, а переезжает из одной страны в другую. Все время при поддержке со стороны определенных СМИ или всевозможных НПО. Позиция, которая рискует скомпрометировать отношения между странами, компаниями и бизнесменами, как это произошло в случае с Аблязовым.
Эрманно Виситайнера, Ragusa Oggi
Read this article:
Шораз, доктор Смерть – казахский олигарх