Ровно десять лет назад представителей властей и отряд спецназа, которые пришли снести дома на признанных самозахваченными землях, местные жители в алматинском микрорайоне Шанырак встретили с камнями в руках.
Сейчас здесь рядами стоят построенные дома. Здесь нет мусора и грязи, которых раньше было много. Дети, родившиеся в эти годы, не знают о произошедших десять лет назад событиях.
Борьбу с незаконными постройками акимат города Алматы начал с микрорайона Бакай. В июле 2006 года здесь было снесено бульдозерами 500 домов. Через неделю снос домов продолжился в микрорайоне Шанырак.
— Они пришли 14 июля, чтобы снести дома. Вечером 13 июля весь народ уже знал о происходящих событиях. Ночью никто не спал, не знали, в какое время они придут. К шести часам утра приехала пожарная машина, за ней подъехали бульдозеры, чтобы снести дома, — говорит Дайрабай Наурызбаев, житель микрорайона Шанырак.
По словам очевидцев, за день до столкновения приехал аким Ауэзовского района Алматы Владимир Устюгов и предупредил о сносе домов. Однако, говорят жители, когда отряд полиции вошел в село, представители властей не стали ничего разъяснять протестующему населению.
— Руководитель района, руководители комитета местного самоуправления собрались и стояли вон там. Через некоторое время на автобусе приехали бойцы ОМОНа. И народ понял, что мирным путем ничего не решится, — говорит Дайрабай Наурызбаев, житель микрорайона Шанырак.
В столкновениях между местными жителями и силами правоохранительных структур было ранено 150 сотрудников полиции, 16 из них с тяжелыми травмами поступили в больницу. Жители начали кидать в них заранее подготовленные бутылки с зажигательной смесью, камни. В результате столкновений погиб 24-летний сотрудник Бостандыкского РОВД Асет Бейсенов, который получил 70 процентов ожогов тела.
Суд по делу Шанырака затянулся затем на восемь месяцев, 20 местных жителей осудили на три года условно. Четверо, признанные виновными в организации беспорядков и смерти полицейского, были осуждены на длительные сроки и до сих пор сидят в тюрьмах. Среди них и гражданский активист, диссидент-поэт Арон Атабек, оказавшийся в день столкновения в Шаныраке. Правозащитники признали его политзаключенным. Сидя в тюрьме, Арон Атабек удостоен международной правозащитной премии, в Лондоне в прошлом году издана его книга стихов. Кроме него, были осуждены: Курмангазы Отегенов — на 16 лет, Ерганат Тараншиев — на 15 лет и Рустем Туяков — на 14 лет.
Рустему Туякову, жителю Шанырака, тогда было 22 года. Его сестра Гульзира Туякова вспоминает произошедшие события:
— Мне тоже хотелось присоединиться к тем людям. Я всё время подходила к сотрудникам милиции и умоляла их: «У них на руках только камни. Если вы уйдете, они тоже уйдут». В какой-то момент сотрудник органов дважды хлопнул в ладоши. В это время начал гореть один человек. Мы ничего не поняли. Началось столпотворение. Я начала бегать в поисках брата. Через некоторое время я нашла его сидящим у времянки. Узнала его по куртке. Он сидел, закрыв лицо руками. «Рустем, Рустем, что с тобой?» — спросила я. Он сказал, что ему огнем опалило лицо, и он не понял, что случилось.
Адайбек Беимбетов, который был председателем суда по делу Шанырака, говорит, что «осужденные действительно были виновны».
— Это не чьи-то слова, не чье-то указание, есть видеоматериал. Отчетливо видно, как поджигали, как привели, привязали. Я и сейчас с уверенностью могу подписать тот приговор, — говорит судья Адайбек Беимбетов.
Шаныракские события, во время которых заживо сгорел сотрудник полиции и после которых были осуждены на длительные сроки четыре человека, постепенно забываются. Некоторые жители Шанырака переехали в другие места, вместо них переселяются те, кто не знает о произошедшем здесь десять лет назад. Даже те, кто некогда находился в гуще событий, стараются не вспоминать о прошлом и благодарны тому, что у них есть сегодня.
— Все наши дома легализуют. Весь народ получил свои земли. Получили документы. Все прописались. Мы выражаем благодарность акиму Алатауского района Багдату Манзорову, — говорит Асия Мизамбекова, житель микрорайона Шанырак.
Глядя на нынешний облик микрорайона Шанырак, трудно представить его вид десятилетней давности. Прежде в разных местах были разбросаны небольшие дома из двух-трех комнат, сейчас здесь, согласно официальным данным, проживает около 250 тысяч человек. Через два года после событий 2006 года был создан Алатауский район города Алматы. Власти легализовали почти все земельные участки, о которых ранее говорили как о незаконно захваченных.
— Мы легализовали около шести с половиной тысяч домов. Если в среднем считать по пять человек с дома, то около 40–50 тысяч человек стали полноценными жителями города Алматы. Сейчас у нас не узаконено около 250 домов. Причина в проблемах с землей. Во-вторых, в городе Алматы сейчас переделывают детальную планировку. Никаких разговоров о том, что дома, по которым нет решения, будут снесены и разрушены, нет. Принято решение, что все дома, где проживают граждане, будут легализованы, — говорит Багдат Манзоров, аким Алатауского района Алматы.
Несмотря на создание отдельного административного района и строительство новых домов, раны Шаныракских событий еще не зажили. В тюрьме всё еще остаются четыре человека.
— Для народа создали все условия. Жить стали хорошо. Шанырак расцвел, вырос. Построили школу, больницу. Всё, что признали незаконным в 2006 году, узаконили. Только молодость моего сына проходит в тюрьме, десять лет сидит там. Я приношу извинения президенту страны за моего сына. Хочу, чтобы его простили и чтобы он попал под амнистию, — говорит Райхан Туякова, мать Рустема Туякова.
По данным акимата Алатауского района города Алматы, 250 земельных участков из примерно 6 500 земельных участков, признанных в 2006 году незаконными, пока не легализованы. «В ближайшее время этот вопрос полностью будет решен», — заверяет аким района. Земельный участок, принадлежащий осужденному на 14 лет Рустему Туякову, также ждет решения акима.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»