Заседания казахстанского кабмина будут теперь закрыты для прессы, огорошила журналистов вице-премьер Гульшара Абдыкаликова. Мы очень удивились и задались вопросом: почему вдруг, как в правительство вернулся Карим Масимов, взяли и все засекретили?
Вице-премьер объяснила решение «закрыть» заседания «очень огромными задачами», которые «нужно решить в очень короткие сроки». «У нас есть площадка Службы центральных коммуникаций, мы здесь будем давать информацию», — «успокоила» Гульшара Абдыкаликова представителей медийного поля.
Между тем, и раньше в Казахстане иногда заседания правительства проходили в закрытом формате. Но никогда их так тотально не засекречивали. Что, у нас так все плохо в экономике страны или кабмин собирается принять какие-то непопулярные решения в связи с Евразийским союзом?
- Все это делается не от хорошей жизни, — уверен глава ОО «Финпотребнадзор» Айдар Алибаев, к которому мы обратились с вопросом. — Члены правительства уже настолько все выработались, что у них самый настоящий кризис. Кризис управления страной, кризис путей решения поставленных задач — и тех, которые премьер ставит, и тех, которые общество ставит. Зачем им сейчас, чтобы журналисты весь их непрофессионализм выворачивали наизнанку и показывали всей стране?
Политик Амиржан Косанов отметил, что такого рода инициатива противоречит не только логике (любая власть должна быть транспарентна для общества, особенно такие официальные мероприятия, как заседания правительства), но и требованию президента быть максимально открытыми.
- Возможно, причина кроется в том, что с экономикой у нас дела не очень и власть не хотела бы, чтобы общество знало о ситуации из первых уст, — сказал он.
Особый вопрос повестки дня — Евразийский союз, и здесь политик с нами согласился.
- Видимо, будут приниматься меры, которые не понравятся ни простым казахстанцам, ни отечественному бизнесу. Вот и хотят скрыть все подробности от греха подальше! — считает Косанов. — А может быть, министры не хотят, чтобы общество в прямом эфире видело их некомпетентность и жалкий вид.
По мнению журналиста Казахстанского бюро по правам человека Андрея Гришина, все укладывается в схему продолжения закрытия власти от общества.
- Сейчас и изданий, которые могли бы осветить непопулярные в обществе решения, почти не осталось, — напомнил он. — Но в данном случае власть делает задел на будущее: как бы чего не вышло. Видимо, опасения вызывает уже присутствие любой прессы, даже самой лояльной.
- Им надоело, что над ними смеются, — вздохнул политолог Дастан Кадыржанов, добавив: — Есть другой взгляд: если можно наплевать на гражданские свободы, то почему нет? Зачем поддерживать иллюзию, что правительство как-то подотчетно людям? Лучше уж честно.
Все дело в деньгах, считает экономист Шамиль Дауранов. Точнее, в их отсутствии.
- У правительства большие проблемы с формированием бюджета, — констатировал он. — Потому что хотя и показывают рост ВВП 5,6% и декларируют на будущее столько же, а те отрасли, которые производят продукцию, не в состоянии обеспечить (наполнение бюджета), торговля налогов практически не платит. Доходов мало, расходов много.
Любое же заседание в правительстве обязательно будет касаться этой темы.
- А власть не хочет, чтобы все знали, что так плохо. Мы привыкли, что у нас все хорошо, — заключил Дауранов.
…Что ж, как любят говорить в очереди за пенсией, не жили хорошо — нечего и начинать. Раз уж министры «Хабар» и «Казправду» стали бояться на заседания пускать — значит, дело действительно табак.