Вчера в Казахстане состоялась премьера документального фильма “С Назарбаевым о главном”. Теперь в местной прессе вовсю цитируют президента, разоткровенничавшегося в эфире. Но что такого сенсационного сказал Нурсултан Назарбаев?
<!– Основной контент (Начало) –>
Первое это то, что обещанной им ранее передачи части властных полномочий от президентской вертикали правительству и парламенту в ближайшее время не будет. Так как дело это сложное, требующее … роста среднего класса в Казахстане. А так как рост этого класса в Казахстане в связи с нынешним кризисом замедлился, то ранее объявленная реформа перераспределения власти откладывается и переносится на будущее.
Это основной его тезис, который дает понять, что не стоит правительству и парламенту, а также прочим мечтающим о »демократии сверху» раскатывать губу на какие-то серьезные политические реформы. Президенрт предельно ясно обозначил, что власть продолжает оставаться в его руках и что это нужно для того, чтобы у нас не было так, как в Украине, Грузии и Молдове.
Если совсем коротко выразить то, что сказал президент, то это звучит примерно так: “Вся полнота власти была, есть и будет оставаться в моих руках. И это сегодня единственная гарантия избежать майдана”.
В этом есть своя доля правды. Тот запас прочности, который создан в Казахстане сочетанием монополии на власть одного человека, пропагандистских успехов в деле идеологической обработки широких масс и ликвидации демократических основ государственности, действительно имеет место быть.
Казахстан в социально-политическом плане очень похож на СССР брежневской эпохи: те же нескончаемые реляции об несуществующих успехах страны, тот же культ личности Первого, та же игра в демократию, где вместо выборов голосование, вместо независимой прессы, ангажированные газеты и телеканалы, вместо политической оппозиции, люди, четко знающие границы дозволенного, вместо гражданского общества, народ, свято верящий тому что ему говорят «хабары». Все это внешне выглядит как апофеоз стабильности и благополучия. Но только внешне.
На самом деле это результат жестко консервативной политики, проводимой Акордой в последние десять лет, с зачисткой политического поля от оппозиции и политических оппонентов, с ликвидацией независимых СМИ и нелояльных общественных организаций, с переформатированием гражданского общества через введение госзаказа для НПО, с принятием законов ограничивающих политические права и свободы граждан. То есть это результат грамотного закручивания гаек на крышке котла, где температура постепенно повышается.
В этом плане фигура Назарбаева мне представляется своеобразным клапаном, который за счет своего политического авторитета позволяет снимать излишнее напряжение в котле. Ему многое прощается, но вряд ли это будет прощаться тем, кто придет ему на смену. А это время приближается и несет с собой вызовы, с которыми придется столкнуться Казахстану завтра.
В этом плане нынешняя казахстанская стабильность скорее напоминает затишье перед грозой. И это действительно так. Все проблемы, какие были в Грузии и Украине в полном объеме присутствуют и в нашей жизни. Наша коррупция ничем не меньше той, что была в Украине или Грузии. Но в Грузии ее практически победили, в Украине с ней действительно борются, а мы кокетливо продолжаем грозить ей пальчиком.
Честные выборы — эту проблему решили в Грузии и Украине, но у нас к этому еще не приступали — а это однозначно будет сопровождаться социальными потрясениями. В этой плане у нас это все впереди.
Реформы суда, прокуратуры, чиновничьей бездарности , проблемы свободы прессы — этим сегодня вплотную занимаются в Украине. Идет тяжело, много противодействия и открытого сопротивления — но они это делают. Мы даже не пытаемся. А значит и это у нас впереди.
И так практически в любой сфере социально-политической жизни. Они пытаются изменить, реформировать, перестроить, мы, возмущаемся на кухнях и в курилках, но абсолютно ничего не делаем, чтобы изменить то, что нас не устраивает. А это значит, что завтра мы все равно к этому придем. И то, чем нас сегодня пугает президент Назарбаев, кивая на Украину и Грузию, нам все равно придется пройти … но уже без Назарбаева.
Неужели это так сложно понять!
<!– Основной контент (конец) –>