Редакция казахстанской оппозиционной газеты, выпуск которой был на прошлой неделе неожиданно запрещен судом, подготовила подробный пресс-релиз о ситуации вокруг издания. Как выяснилось, эту газету тоже решили сделать “единым СМИ “Республика”.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Алматы, 7 апреля 2014 года
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ ГАЗЕТЫ «АССАНДИ-ТАЙМС»
Газета «Ассанди-Таймс» во второй раз войдет в историю казахстанской журналистики. Первый раз это было в 2004 году, когда администрация президента Назарбаева подала на газету иск на огромную по тем временам сумму — больше 700 000 долларов. Второй раз — уже в 2014 году, когда издание «закрыли» тайным судом.
Началась вторая история в прошлую среду, 2 апреля, когда в редакцию казахстанской газеты «Ассанди-Таймс» в Алматы пришли судоисполнители — изымать тираж издания. Из их слов стало понятно, что накануне, 1 апреля, состоялся суд, где было вынесено определение, запрещающее выход газеты. Редакция ни о судебном процессе, ни о предъявляемых ей претензиях ничего не знала.
Уже позже на сайте суда журналисты сами нашли документы, из которых выяснилось, что прокурор Медеуского района подал иск в Медеуский районный суд Алматы о признании газеты «Ассанди-Таймс» «единым СМИ “Республика”» и потребовал прекращения ее выпуска на территории Казахстана и принятии обеспечительных мер.
Судья, принявший иск к рассмотрению, с прокурором согласился, но что интересно: суд, где было вынесено это определение, прошел без участия представителей редакции. Никаких повесток никто — ни главный редактор, ни издатель, ни собственник издания, ни офис-менеджер редакции не получали и вообще все были в полном неведении до того момента, пока 2 апреля в офис не пришли судоисполнители с исполнительным листом.
Более того, суд назначил разбирательство по иску прокурора на 7 апреля, но об этом также не уведомил редакцию. Только в пятницу, 4 апреля, после обеда юрист редакции смог получить копию искового заявления прокурора.
Но расскажем обо всем по порядку.
Что хотели от редакции судоисполнители
Один из сотрудников редакции, очевидец происшедшего, рассказал, что происходило в офисе газеты во время визита судоисполнителей:
- Судебные исполнители зашли в помещение не то что без разрешения, но даже без стука. Сразу стали проходить во все комнаты, включая ванную (редакция расположена в небольшой двухкомнатной квартире), открывать шкафы, заглядывать в мониторы компьютеров. Увидев, что их снимают, стали протестовать, кричать «Прекратите снимать», но на вопрос, почему мы не можем этого делать — никаких объяснений.
Поначалу второй «судоисполнитель», не представившийся и не показавший документа, поучительным тоном сообщил, что согласно закону мы обязаны оказывать содействие исполнению судебного решения. Мы и содействовали: послушно приняли под роспись документы (хотя там были идиотские формулировки вроде «запретить выпуск единого СМИ газеты «Assandi-Times»), показали, где лежат непроданные газеты с прошлых выпусков.
При этом судоисполнители задавали странные вопросы. «А где у вас второй адрес?» — «Какой второй?» — «Где вы газету печатаете?». Пришлось объяснять, что газета публикуется в типографии. «А где вы ее продаете?». Ну вообще-то почти во всех сетях по продаже периодики плюс частные распространители… Тогда уже мы поинтересовались: «А вы слышали о процессе над единым СМИ в декабре 12 года?» Ответ был: «Нет, я газет не читаю».
Затем вопросы кончились и началось «исполнение»: они начали грубо отпихивать сотрудниц, раскидывать вещи на балконе. Увидев, что одна сотрудница снимает происходящее на телефон, «судоисполнитель‑2» выхватил трубку из рук. Мы возмутились: «Вы не имеет права!» В ответ он заявил: «Давайте не будем здесь говорить о правах!»
Видимо, говорить о правах действительно не имело смысла. Ведь потом они начали выносить остатки тиража вышедших газет — без протокола и понятых. То и дело звучало: «Прекратите записывать! Прекратите снимать!», «Что вы там пишете про нас? (увидев, что журналисты размещают посты в «Фейсбуке») Если еще будете писать, отберем компьютеры!»
Потом судоисполнителей начало становиться все больше и больше. На просьбу представиться отвечали сквозь зубы, скороговоркой, документов не показывали. Пробежавшись по комнатам и вырвав силой (!) из рук у сотрудницы уже принятые под роспись документы, они в итоге скрылись. Сбежали в буквальном смысле. А мы остались стоять с немым вопросом: «Что это было?»
Ганна Красильникова, юрист правозащитной организации «Адил соз», так расценила действия судоисполнителей:
- Меня удивляет, что судебные исполниители не оставили исполнительный лист, поэтому непонятно, что послужило основанием для возбуждения исполнительного производства. Странно выглядят их действия: если судоисполнители пришли исполнять решение суда, почему ретировались, не выполнив их до конца? Их поведение довольно странное и ничего общего не имеющее с законом.
В свою очередь юрист Тамара Симахина назвала действия судоисполнителей незаконными:
- Судоисполнители забрали подшивки газет. В определении суда написано: прекратить выпуск и распространение «Ассанди-Таймс» с 1 апреля, и его обеспечительные меры не распространяются на газеты, которые были выпущены ранее, месяц-два назад. Забирать экземпляры, выпущенные ранее, или подшивки других газет они не имели права.
Что касается предъявленного судоисполнителями исполнительного листа, то юрист считает его недействительным, так как из текста предъявленных редакции документов не следует, что какие-либо публикации в газете были признаны незаконными.
В четверг, 3 апреля, редакция обжаловала исполнительный лист судоисполнителей в Алмалинском суде города Алматы.
Чего хочет от редакции прокурор
В пятницу, 4 апреля, уже к концу дня представителям редакции удалось разыскать и получить у секретаря Медеуского районного суда Алматы копию искового заявления прокурора. Заметим, что о судебном разбирательстве, назначенном на 7 апреля, редакцию снова не уведомили.
В иске прокурора Медеуского района содержится требование о признании газеты «Ассанди-Таймс» «единым СМИ “Республика”». Само исковое заявление, можно сказать, шедевр — как с точки зрения логики и здравого смысла, так и с профессиональной, юридической.
Прокурор напоминает, что 25 декабря 2012 года газеты «Голос республики. Калейдоскоп событий недели», «Республика. Деловое обозрение. Дубль 2» и другие (всего 8 печатных изданий и 24 интернет-ресурса) были признаны единым СМИ «Республика» с одновременным прекращением его выпуска.
Спустя год с лишним прокурор решил, что анализ деятельности и публикаций материалов газеты «Ассанди-Таймс» позволяет сделать вывод, что данное издание также является одним из средств распространения единого СМИ «Республика».
Примечательно, что основная аргументация выстроена на номерах газеты за… 2004 год, когда у газеты был другой редактор, другой издатель, да издавалась она в сильно «укороченном варианте».
Главный редактор издания Сергей Дуванов на пресс-конференции в Алматы 3 апреля отметил абсурдность сложившегося положения.
- Мне эти люди, которые появились вчера в редакции, напомнили «зеленых» человечков в Крыму, которые безо всяких опознавательных знаков молча делают свое дело. Ведь не было претензий к контенту в целом и к какому-то материалу в частности. Просто идет попытка обозвать «единым СМИ» теперь уже эту газету, понимаете?! Честно говоря, я затрудняюсь в понимании смысла этого термина в данном случае, как она может стать «единым СМИ», непонятно. Но в тех документах, которые они показали, так и написано: «Прекратить выпуск газет «Ассанди-Таймс», — саркастично заметил Сергей Дуванов.
Что думают о ситуации сами журналисты и правозащитники
Главный редактор газеты Сергей Дуванов расценивает ситуацию вокруг издания как один из фактов зачистки информационного поля.
- Я достаточно пессимистично отношусь к предстоящему процессу, но, думаю, правами нужно воспользоваться, — заметил он в ходе той же пресс-конференции. — Думаю, что идет общая кампания выдавливания из информационного поля независимых изданий.
Президент Международного фонда защиты свободы слова Тамара Калеева согласилась с Сергеем Дувановым.
- К сожалению, не могу не подхватить эту пессимистичную ноту. Зачистка началась не сегодня, а сразу после Жанаозена. Если раньше были политические обвинения (все помнят процессы по «Республике»), то теперь это делают административными методами. Борьба идет не только с политическими оппонентами или явлениями, любая критика, появление любой альтернативной информации вызывает противодействие. Все это чрезвычайно тревожно: кто-то пытается светское государство превратить в полицейское. Нельзя отдавать на откуп генералам наше законодательство, они будут делать это в своем духе: шаг влево, шаг вправо — расстрел, — предупредила Тамара Калеева.
Комитет по защите журналистов в Нью-Йорке (CPJ) осудил запрет Акорды на выход «Ассанди-Таймс» в специальном заявлении. Правозащитники говорят о пугающей тенденции полного подавления свободной прессы в Казахстане.
«Правительство Казахстана бесстыдно проявляет нетерпимость к критической оценке, — сказал Музаффар Сулейманов, научный сотрудник отделения CPJ по Европе и Центральной Азии. — Мы призываем власти отказаться от иска против «Ассанди-Таймс» и прекратить преследование независимых журналистов».
…В пятницу, 4 апреля, редакция в заявлении на имя судьи потребовала предоставить юристам издания время, чтобы подготовиться к судебному разбирательству. Ответа на это заявление пока не получено.
Мы будем держать всех интересующихся ситуацией вокруг газеты в курсе событий.
Редакция «Ассанди-Таймс»