Ответ на этот вопрос удалось найти во время дискуссии представителя Ассоциации финансистов со страховщиками в рамках обсуждения итогов деятельности страхового сектора в прошлом году.
Автор: Михаил СТЕКЛОВ
Чуть больше года прошло после того, как обязательное страхование работников от несчастных случаев было передано от компаний по общему страхованию к компаниям по страхованию жизни, а на повестке дня снова встал вопрос о реформировании рынка. Организации по общему страхованию настаивают на передаче этого вида деятельности в конкурентную среду, однако Life-компании выступают против.
Прогноз предполагаемых изменений в страховом секторе прозвучал в ходе «круглого стола» по результатам деятельности страховых компаний за прошлый год. Но вначале участники мероприятия рассказали о тенденциях ушедшего года.
Рынок «стоит на месте»
Доля страхового рынка в ВВП последние два года «стоит на месте» и составляет мизерную цифру — всего 0,64%, обратила внимание собравшихся модератор «круглого стола», руководитель ТОО Interconsult info Марина Шиповалова. Хотя рост страховых премий на душу населения за прошлый год поднялся, по ее словам, на 18,8%.
- Самое смешное, что в 2003 году, когда ВВП начинал расти семимильными шагами, доля страхования в ВВП составляла 1,6—1,7%, — напомнила спикер. — Сейчас она опустилась на 1%. То есть страхование с точки зрения всей экономики страны не развивается, несмотря на то что его объем ежегодно растет. Это тревожная тенденция.
В качестве позитива она отметила, что основной доход страховщиков сложился за счет инвестиционной деятельности — 42,5%. Однако темпы увеличения доходной части компаний оказались значительно ниже темпов роста расходов. Если первый показатель вырос на 34%, до более чем 193,5 млрд тенге, то второй — почти на 50%, до 156,8 млрд.
Увеличилась концентрация рынка по страховым премиям и страховым выплатам. Доля пяти профучастников по первому показателю выросла на 0,7%, достигнув 32,5%, по второму рост составил 2,2%, поднявшись до 24,6%.
Активно на рынке проходили процессы слияний и поглощений, из-за чего количество страховых компаний за прошлый год уменьшилось на три. «Альянс Полис» поглотил компанию «Пана Иншуранс», завершилось присоединение СК «Забота» к компании «БТА Страхование». Больше всего не повезло организации «Экополис» — регулятор лишил ее лицензии на занятие страховой деятельностью.
Три причины для роста
Кардинальные изменения произошли на рынке страхования жизни. Сбор премий Life-компаниями в 2012 году вырос на 72%. Теперь доля этого сегмента рынка увеличилась до 24,8%, тогда как доля общего страхования снизилась до 75,2%.
Столь бурный рост Марина Шиповалова объяснила тремя причинами. Во-первых, он вызван передачей обязательного страхования работника от несчастных случаев в компании по страхованию жизни.
Во-вторых, мощным стимулом для увеличения доли Life-страхования стал подъем потребительского кредитования, в силу чего банки стали активней подключать свои страховые «дочки».
И, в‑третьих, налицо активное наращивание аннуитетного страхования. Объем собранных премий по нему увеличился на 55,9%, до 37,4 млрд тенге. Причем из этой суммы 82% приходится на долю пенсионного аннуитета.
Стремительный рост этого вида страхования, по мнению участников рынка, вызван возможностью получения пенсионных выплат из страховых компаний в течение нескольких лет единовременными платежами в отличие от выплат НПФ по графику.
Старые проблемы на новый лад
Однако высокий рост пенсионных аннуитетов в прошлом году в случае создания единого НПФ, похоже, уже скоро останется лишь в воспоминаниях, поскольку регулятор планирует разрешить заключать соответствующие договоры страховым компаниям с вкладчиками пенсионных фондов только по добровольным взносам.
Не менее существенный риск исходит и от возможной передачи обязательного страхования работника от несчастных случаев в конкурентную среду. Речь идет о наделении правами заниматься этим видом страхования не только Life-компании, но и организации по общему страхованию.
Именно эта реформа вызывает серьезные дискуссии среди страховщиков. Напомним, на протяжении прошлого года вопрос передачи этого вида деятельности в конкурентную среду был центральным на нескольких заседаниях Совета по финансовой стабильности. В результате регулятор вроде согласился (правда, с оговорками) внести изменения. Причем не исключено, что они будут реализованы уже в конце этого года.
В связи с этой темой весьма интересной оказалась словесная перепалка между представителем Ассоциации финансистов Ержаном Конурбаевым и менеджерами компаний по страхованию жизни.
Затравку для обсуждения задала модератор, заметив, что «сегодня попытаться продать полис по страхованию жизни — то же самое, что попытаться продать чукчам зимой снег». Ироничное замечание нашло подтверждение, когда оказалось, что среди участников дискуссии только один имел полис по добровольному страхованию жизни.
Затем прозвучала реплика из зала, что Life-компании — «халявщики» и вообще их развитие изначально пошло «по неправильному пути»:
- Сначала речь шла об обязательном страховании работников от несчастных случаев, когда компании по страхованию жизни получали страховые премии, а выплаты осуществляли компании по обязательному страхованию (до 1 января прошлого года). Потом пенсионные фонды накопили деньги, и можно было у них отхватить долю (речь идет о пенсионных аннуитетах). А в классическом понимании страхование жизни не развивалось (то есть как добровольное страхование).
В ответ представитель АФК назвал «халявщиками» все страховые организации независимо от профиля их деятельности. Речь шла о том, что большинство страховщиков получают страховые премии благодаря обязательным видам страхования.
- Халяву, видимо, решили уравнять и дать немного ее компаниям Life, — предположил Конурбаев.
Конечно, не нам судить, кто из страховщиков халявщик, а кто — нет, но факт остается фактом: компании по страхованию жизни смогли стремительно нарастить сбор страховых премий только благодаря переходу под их контроль вышеупомянутого вида деятельности, увеличению договоров пенсионного аннуитета и темпов роста потребительского кредитования. В то же время рост большинства компаний Non-life продолжает обеспечивать обязательное страхование ГПО владельцев транспортных средств.
…В итоге сложилось ощущение, что страховщики бегут по замкнутому кругу, а основная цель страхования жизни для экономики как стабильного источника «длинных» денег по-прежнему выглядит недостижимой. В связи с этим кто-то из участников «круглого стола» даже вспомнил, что глава Нацбанка Григорий Марченко обещал сбрить бороду, когда совокупные страховые премии компаний Life достигнут $1 миллиарда. Судя по планируемым изменениям на рынке, у главного банкира есть все шансы оставаться бородатым еще очень долгое время.
Оригинал статьи:
Что общего у бороды Марченко с халявой страховых компаний?