Если уж европейские политики не отказались консультировать за деньги власти Казахстана, то по крайней мере они могли бы призвать к амнистии заключенных. И власти вовсе не глухи к критике, считает депутат “Гражданской платформы” Марцин Свенцицкий.
Автор: Доминика ВЕЛОВЕЙСКА
- Осенью вы были в Казахстане. Какое там отношение к оппозиции?
- Ситуация напоминает времена Польской народной республики. В декабре 2011 года произошли трагические события в городе Жанаозене. Полиция стреляла из огнестрельного оружия по демонстрантам. По официальным данным, погибло 16 человек, более 100 получили ранения. Власти ввели чрезвычайное положение, несколько десятков людей попало в тюрьмы. Часть людей власти отпустили на свободу, часть сидит там до сих пор.
А потом власти принялись за тех, кто поддерживал бастующих, прежде всего за Владимира Козлова, лидера оппозиционной партии “Алга”, которая не может получить официальную регистрацию. Я был в Казахстане в тот день, когда прокурор произносил обвинительную речь.
- Какой приговор был вынесен Козлову?
- Аж 7,5 лет лишения свободы за попытку свержения строя. Обвинения были смешными: что он собирал деньги для пострадавших, что хотел свергнуть систему. А это была мирная демонстрация.
Козлов сидит в тюрьме очень строгого режима. С начала в карцере — за то, что у него в камере был мобильный телефон. Он не мог встретиться с женой и адвокатом.
Власти после той стрельбы в Жанаозене наказали 5 полицейских, мэр города был осужден за коррупцию. Я говорил об этом с представителями посольства Казахстана в Варшаве. Их аргументацию можно расценивать, как смешную: “Ну как это? Мы своих посадили, ну и немного оппозиции надо посадить”.
Недавно произошел загадочный случай: погиб молодой человек, который стал свидетелем пыток и дал показания. На него напали неизвестные лица. Тело не отдавали семье в течение двух недель, дело выглядело очень подозрительно.
- Отреагировали каким-либо образом Европейский союз и Европейский парламент на то, что происходит в Казахстане?
- Очень слабо. Парламент принял резолюцию по инициативе польских депутатов в Европарламенте, в том числе Петра Борыса (“Гражданская платформа”) и Марека Мигальского (“Польша важнее всего”). Я хотел, чтобы наш парламент также принял такую резолюцию, но МИД отреагировал негативно. Они сказали, что резолюция правильная, но это не улучшит ситуацию оппозиции, зато ухудшит отношения с Казахстаном.
- Как оценить позицию Тони Блэра, Романа Проди, Александра Квасьневского, которые предоставляют консультации президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву за деньги?
- В Европе их критикуют. Блэра беспощадно хлещет британская пресса. Она пишет, что это полное моральное падение этого политика.
А вы слышали, чтобы кто-то из трех политиков упомянул о правах человека, политических заключенных?
- Нет. Как-то раз я слышал, как Квасьневский на Украине говорил, что тут жалуются на слабую демократию, но если поехать в Казахстан, то только тогда видно, какая отличная на Украине демократия.
Если уж европейские политики не отказались консультировать за деньги власти Казахстана, то по крайней мере они могли бы призвать к амнистии заключенных. Власти вовсе не глухи к критике. Ведь еще до событий в Жанаозене говорилось о том, что Назарбаев стремится получить Нобелевскую премию мира, чтобы отметить 20-летие своего правления. Сегодня это звучит как черный юмор.
Источник: “Газета выборча”