Казахская оппозиция не сдулась, она просто пока проигрывает в неравной борьбе с властью. Она, пусть хоть и обескровленная, уставшая, тем не менее, ведёт свою работу на осадном положении. Такое мнение в эксклюзивном интервью агентству CA-News высказал известный казахский политолог Уалихан Кайсаров.
Автор: Уалихан КАЙСАРОВ
Кроме того, г‑н Кайсаров поделился своим мнением по поводу кадровых перестановок, центральноазиатских “водных войн” и закрытия оппозиционных СМИ.
- Добрый день, Уалихан Абишевич! Наш первый вопрос — что стало с казахской оппозицией? Ее уже нет? Сразу после событий в Жанаозене она активизировалась, но потом как-то сдулась. Может быть, у оппозиции не было протестного потенциала? или финансирования? или идей? или народной поддержки?
— Казахстанская оппозиция насчитывает многовековую историю. В ней немало примеров героических подвигов, несгибаемой силы воли, проявления национального духа и самосознания людей, самопожертвования сотен тысяч патриотов страны. В разные исторические периоды доступные формы и методы борьбы всегда отличались. Но таких возможностей, как сейчас, не было никогда. Появились небывалые возможности. Это интернет-ресурсы, спутниковое телевидение, мобильные сети, сетевой маркетинг и некоторые другие. Результаты любой борьбы без их использования предсказать несложно.
Большой особенностью оппозиционного движения стало то, что на её переднем крае стали появляться очень много ярких и талантливых журналистов. В итоге СМИ, также как и общество, раскололись на четыре составные части: провластные, оппозиционные, сочувствующие и безразличные. Причём оппозиционные всё время проводят в борьбе, сочувствующие — в страхе, провластные — в комфорте, а остальные в своём подавляющем большинстве — за выживание редакции.
«Умные головы» давно осознали: чтобы уничтожить оппозицию, нужно уничтожить оппозиционные СМИ. А для этого нужно «нейтрализовывать» журналистов. Кому как ни вам, профессиональным журналистам, знать, через что обычно приходится проходить вашим коллегам из Казахстана, беззаветно преданным своему профессиональному долгу и гражданской позиции. Угрозы, шантажи, подкупы, надуманные судебные иски и приговоры, жестокое насилие и пытки, исчезновения, кровопролитие, заказные убийства — вот неполный перечень всей «перспективы» оппозиционных СМИ и журналистов.
Ни для кого в мире не является большим секретом то, что в Казахстане «процесс нейтрализации» происходит каждый день. Одним словом, борьба с оппозицией превратилась в борьбу со свободными СМИ. Казахская оппозиция сегодня пока терпит поражение. Эти поражения порождают у сочувствующей ей части населения такие же пораженческие настроения. Власть получает огромные козыри, чтобы подавлять волю населения к сопротивлению, жажду перемен и смены власти. Людям, как бы воочию, на пальцах, показывают что нельзя идти за проигравшими, что новые лидеры не способны побеждать, сплотить людей вокруг новых идей и дать им нечто более лучшее чем то, что они якобы уже имеют. А оппозиция, пусть хоть и обескровленная, уставшая, тем не менее, ведёт свою работу на осадном положении. Оппозиция не сдулась, она просто пока проигрывает в неравной борьбе.
Я бы не стал утверждать, что у оппозиции нет народной поддержки. Я могу утверждать, что люди глубоко понимают и поддерживают её, но пока не готовы идти на риски. Конечно, я не хочу представить здесь всё оппозиционное движение исключительно идеальным. Ведь, чтобы повести массы, нужны идеи, способные овладеть массами, но идей пока нет. В итоге, оппозиционеры часто обижаются, что люди не приходят на митинги и пикеты и т.п. Вот самая главная проблема, над которой уже работают — установление обратной связи.
- Как вы можете прокомментировать последние кадровые перестановки в правительстве Казахстана? Связаны ли эти они с укреплением того или иного клана вокруг Назарбаева? Можно ли опять говорить о готовящейся операции «Преемник»? Есть сейчас кто-то в Казахстане, кто может претендовать на эту “высокую роль”? Кулибаев, Дарига… Вообще, как здоровье Нурсултана Абишевича?
- Cерьёзные кадровые перестановки в Казахстане были в массовом порядке сделаны дважды за последние полгода. Они коснулись также и премьер-министра, и главы Администрации Президента. Созданы новые министерства, введены новые вице-министры, частичные перестановки произошли и в парламенте. Также немалые изменения коснулись и глав некоторых областей и центральных государственных органов страны. Не выиграл никто из числа тех, кто мог бы рассматриваться как лидер клана. Наоборот, Мусин, сумевший стать самостоятельным игроком и его ставленники в регионах и ведомствах потерпели полное фиаско. Масимов, будучи постоянно на виду у публики в качестве премьер-министра изрядно поднадоел всем слушателям своими провалами. И теперь, как руководитель Администрации Президента, вынужден находиться в тени на пару со своим визави Тимуром Кулибаевым, которому теперь будет крайне тяжело отвертеться от конфликта в Жанаозене и оскорбительных выпадов в адрес всех прибывших и прибывающих в Казахстан соотечественников.
Что касается Дариги, то в последнее время она немного активизировалась на депутатском поприще. Однако, ей до сих пор так и не удаётся продемонстрировать подавляющей части казахстанцев, что её шансы стать преемницей отнюдь не связаны со счастливым лотерейным билетиком — стать дочерью президента страны.
Можно назвать ещё несколько имён. Руководителя Комитета Национальной безопасности Нуртая Абыкаева, алматинского градоначальника Ахметжана Есимова, премьер-министра Серика Ахметова, Омурзака Шукеева. Явно всех пытается перещеголять спикер нижней палаты парламента Нурлан Нигматулин. Да и других немало. Многие из них являются продуктами Назарбаева, лишь некоторые — соратниками. Но всех их объединяет одно — они являются авторами, архитекторами и прорабами того государства, какое мы сегодня имеем. Поэтому, кто бы ни пришёл на место Назарбаева, он не сможет разом отказаться от услуг, влияния и капитала всех кланов, но захочет иметь такую же неограниченную власть, о которой мечтал все долгие годы. Поэтому, чтобы его признали и поддержали, он также будет вынужден в обмен на это признать и их права и интересы в этой власти. Лишь в обмен на это ему будет обеспечено единоначалие, как гарантия сохранения баланса между кланами и их политических и экономических интересов. В итоге, человек из этой среды будет вынужден также продолжать курс в бессмысленное будущее.
Ну, а что касается здоровья Назарбаева, то раз вы меня спрашиваете об этом, значит вы, наверняка, не знаете, что в Казахстане года три-четыре назад принят Закон, предусматривающий тюремное заключение за обсуждение этой темы. Ну, а если ещё и в прессе, то на полную катушку. Значит, видимо, не всё так гладко.
- В последнее время Назарбаев все больше говорит о мировых тенденциях, глобализации, и старается привязать свою страну к этим процессам. Он также много говорит о долгосрочных целях Казахстана, вспомнить хотя бы широко обсуждаемую “Стратегию-2050”. В то же время очень скудно он говорит о внутренних проблемах Казахстана: погибших пограничниках, разбитых самолетах, как бы “отдавая” эти темы своим министрам. Что за этим стоит?
- Некомпетентность. Страх. Ложь. Безнаказанность.
- Одним из ключевых пунктов «Стратегии 2050» Назарбаев назвал острый дефицит воды, а эксперты прогнозируют так называемые «водные войны» в странах Центральной Азии. Ваше мнение по этому вопросу.
- Я не думаю, что будут водные войны. Просто вода, по всей видимости, в своей ценности будет приравнена к стратегическим энергоресурсам. Ведь не объявляют войну России за их нефть и газ. С ней просто торгуют и торгуются. Сегодня в некоторых странах бензин стоит дешевле воды. В Венесуэле или соседней Туркмении за один доллар вы можете заправить в своё авто чуть больше сорока литров бензина.
А если взглянуть под другим углом, то купив две поллитровые бутылочки питьевой воды в супермаркете в любой другой стране, вам придётся выложить за них цену одного литра бензина. Если не верите, то проверьте и посчитайте, во сколько вам обойдётся это в Бишкеке или Астане. Расхождения, если и будут, то незначительные.
Ведь договорились же делить воздух на планете по Киотскому соглашению. Все страны строго следуют согдашениям по космосу, океану, Арктике и Антарктиде. Есть аналогичные и межгосударственные соглашения по пограничным и трансграничным рекам и озерам. Ни одной стране в мире не будет выгодно их нарушать, потому что только безукоризненное следование таким соглашениям будет обеспечивать сохранность интересов всех, причём не только участников этих соглашений. У Кыргызской Республики и Таджикистана появятся неплохие источники пополнения собственных бюджетов. Именно с целью уже сейчас готовиться к выгодным контрактам в будущем, узбекское правительство запланировало строительство пяти крупномасштабных водохранилищ на востоке своей страны в противовес Рогунской ГЭС в Таджикистане. Тоже самое во взаимоотношениях Казахстана и Кыргызстана.
В наиболее сложном положении окажется Туркменистан. Но у него есть то, чего так не хватает Кыргызстану, Узбекистану, и Таджикистану — газ и огромные золотовалютные резервы. Кроме того, Казахстан будет вынужден для целей предотвращения опустынивания и засоления своих центральных и северных территорий вернуться к идеи переброски северных рек из западной Сибири. Наполняя тем самым Аральское море и одновременно орошать северные поля. Рассчитываться за это с Россией придётся частью урожая с этих полей и скотом. Либо передав им в пользование отдельные месторождения полезных ископаемых.
- Ваш парламент не стал серьезной и самостоятельной ветвью власти. Не думаете ли вы, что в Казахстане нужна реформа политической системы.
- Парламент при нынешней форме правления по определению не может стать ни серьёзной, ни самостоятельной ветвью власти. Рассудите сами, в её нижней палате из 116 депутатов список на 102 депутатов подбирается и утверждается лично президентом страны. В верхней палате из 47 депутатов — 15 также назначаются Указом президента страны. Согласно Конституции, президент в любой погожий день имеет право распустить любую из палат или парламент в целом без объяснения причин.
Сегодня никакая реформа политической системы в Казахстане не изменит положения дел. Такую неудачную политическую систему даже реформировать будет невозможно. Её нужно только менять. Хороших и удачных примеров в мире немало. Большой опыт проб и ошибок на сегодня уже накоплен и имеется в Грузии, Кыргызстане, Молдавии, Украине. Я уже не говорю о странах Прибалтии, Запада, Восточной Европы и Индии.
- Вернемся к оппозиции. Вы не думаете, что Запад (международные организации или отдельные страны) не очень настроен ее (оппозицию) поддерживать, и ему гораздо выгоднее закрывать глаза на правление Назарбаева и даже поддерживать его как самого реального и ответственного политика Казахстана и как реального хозяина страны.
- Действительно, Запад не очень настроен поддерживать оппозицию в Казахстане. Потому что не выгодно её поддерживать сейчас. Хотя, он как-то пытается делать вид, что стремится защищать демократию, свободу слова и права человека.
В сущности, любому государству выгодно иметь свою марионетку в чужой стране. Особенно легко это делается при наличии огромного количества компроматов, недвижимости, личных многомиллиардных банковских счетов на имя главы государства или правительства, а также членов их семей и иных приближённых высших должностных лиц. Такой правитель и его правительство будет безукоризненно исполнять любую волю своих «хозяев» из за бугра.
Ну а что касается Назарбаева, то он действительно пока ещё контролирует ситуацию. Тем он и удобен пока. Хотя не надо забывать, с какой лёгкостью Запад сдаёт своих «лучших друзей». Самый свежий и удачный тому пример — лидер ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи.
- Причисляете ли вы к казахской оппозиции Рахата Алиева, Мухтара Аблязова, Виктора Храпунова?
- Ну, во-первых надо признать, что эти люди сами когда-то работали на режим. И довольно-таки не безуспешно и верно ему служили. Во-вторых, эти люди сами стали жертвой мясорубки человеческих душ. В третьих, они доставляют массу неприятностей Назарбаеву и его сподвижникам. Во всяком случае, они ведут активную борьбу по разоблачению существующего режима. Хочу я того или не хочу, причисляю я их к оппозиции или нет, но де-факто, раз уже они ведут свою борьбу с властью и власть тоже ведёт борьбу с ними, причём не на жизнь, а на смерть, значит они противоборствуют. А это именно то, чем и должна заниматься оппозиция в классическом понимании этого слова.
- Как, по-вашему, отразится на казахстанской оппозиции закрытие оппозиционных ресурсов?
- Это один из самых тяжелых уронов, который был нанесён казахстанскому оппозиционному движению. Я скажу даже больше. Нанесён большой вред имиджу Казахстана. Ну а оппозиция на этом не прекратит своё существование. Пока есть власть, значит будет и оппозиция к ней. Протестное настроение уже перекочёвывает в социальные сети интернет-пространства. И если газеты придерживались рамок законов, то в Интернете, запретов на высказывания практически отслеживать невозможно. И скорость распространения информации очень быстрая, и охват также широк. Поэтому, казахстанская оппозиция начнёт свою пропагандистскую работу через соцсети. Это тоже одна из форм борьбы за овладение умами миллионов людей.
- Спасибо за интервью.
Источник: CA-News
Оригинал статьи: