В 1944 году чеченцы и ингуши были насильственно депортированы с территории своей родины. Более четырехсот тысяч человек оказались в Казахстане, а девяносто тысяч оставили выживать в Кыргызстане. 23 февраля исполнился семьдесят один год с этой скорбной даты.
В Киеве на пресс-конференции от депортированного народа говорила Амина Окуева. Пресс-офицер международного миротворческого батальона имени Джохара Дудаева выражений не выбирала, назвав произошедшее «чудовищным бесчеловечным актом геноцида».
- Для чеченцев не страшен бой, когда ты можешь себя защитить, противостоять врагу. Но они полностью обезоружили людей, и полмиллиона людей были погружены в теплушки для скота и в течение месяца зимой их везли в степи Казахстана и там оставили умирать. Если бы не братский казахский народ, который помог, чем мог, не осталось бы никого. Преступления против человечества, которые совершал Сталин, заслуживают Гаагского трибунала, — заявила Амина Окуева.
Ей вторит Мария Базелюк, главный редактор ежедневника «Нация и держава», которая в качестве журналиста в 1992 году брала интервью у Джохара Дудаева.
- Боль чеченского народа была нашей болью, наши друзья все лежат в сырой земле. Я вспоминаю слова о том, что чеченцам никогда не удавалось набрать население больше одного миллиона человек. Как только приближалась цифра к миллиону, случались война или депортация, — заметила Мария Базелюк.
Тарас Процевьят в годы чеченских кампаний был одним из тех, кто отвозил в Ичкерию гуманитарную помощь.
«То, что происходило в Чечне, сегодня можно легко провести аналогии с Донбассом», — говорит Процевьят.
А Тамара Шевладзе, представитель альянса балтийско-черноморских стран, призвала мировые державы признать геноцид чеченского народа, как это было с Холокостом.
Грузинский парламент при Саакашвили, по ее словам, сделал это.