29 июня 2021 года апелляционный суд Брюсселя отклонил апелляции, поданные Республикой Казахстан и Национальным Банком Казахстана, подтвердив, таким образом, арест активов, выполненный по решениям 2017 и 2018 годов. Но дело не только в деньгах. Казахстан теперь оказался под угрозой потери права на судебную защиту всех государственных активов, размещенных за рубежом. И непонятно, кому это выгодно.
А началось все с того, что международный Арбитражный суд в декабре 2013 года принял решение в пользу молдавских инвесторов Анатола и Габриэля Стати в коммерческом споре с Казахстаном. Стати добились выплаты компенсации в размере 545 миллионов долларов США.
Казахстан платить отказался, после чего представители Стати начали подавать иски об аресте госимущества РК в различных юрисдикциях. Казахстана. В эту категорию попали не только активы фонда национального благосостояния, но и те активы, которым управлял Нацбанк Казахстана.
В октябре 2017 года Стати удалось добиться ареста имущества на сумму 22,6 миллиарда долларов США. Эти средства и активы хранились на депозитарных счетах Национального фонда РК в банке BNY Mellon(«BNYM») под контролем Национального банка РК, который выступал в качестве доверительного управляющего средствами Нацфонда. Впоследствии стоимость арестованного имущества была снижена, и сейчас она, по данным представителей Стати, оценивается в 542 млн долларов США (включая начисленные проценты).
Но правительство и Национальный банк Казахстана начали юридическую войну за то, чтобы отменить арест средств в принципе. И тут же потерпели поражение. Уже в мае 2018 года суд первой инстанции Брюсселя отклонил ходатайства Республики Казахстан и Нацбанка Казахстана об отмене ареста.
Не сработала и ставка юристов РК на то, что средства, размещенные на счетах BNY Mellon, не являются государственными имуществом. Суд назвал эту попытку симуляцией и «явным притворством для внешнего мира и третьих лиц».
Нынешнее решение от 29 июня ничего не изменило по сути дела. За исключением суммы счетов, которые выплатило Министерство юстиции РК за три минувших года.
И, судя по всему, эти суммы превратились в серьезную проблему для правительства. Об этом говорит особое внимание к счетам на услуги, проявившееся в казахстанских СМИ. До недавнего времени дело Стати в принципе было редким гостем в национальном медиаполе, не говоря уже о подсчетах судебных издержек, оплачиваемых из бюджета страны. Но после недавнего решения ситуация изменилась.
Например, редакция онлайн-издания Orda.kz, официально зарегистрированного СМИ, подсчитала прямой и косвенный имущественный ущерб, который понёс Казахстан в юридических битвах со Стати. Сумма, которую насчитала редакция издания, составила 337 миллионов долларов, то есть около 62% от общей текущей суммы арбитражного решения 545 миллионов долларов. По мнению Orda.kz, «это соотношение претендует считаться беспрецедентным в мировой практике, которое подчёркивает уникальность данного процесса с жирным знаком «минус» для кармана казахстанского налогоплательщика». Само по себе подобное признание еще пару лет назад было бы неслыханной дерзостью. Но сейчас становится вполне общим местом. В рамках дозволенного.
Конечно же, расчеты Orda.kz представляют собой нижний порог оценок. Дело в том, что борьба со Стати велась не только и не столько в судах. Это были полномасштабные операции на самого разного рода «фронтах», по большей части, невидимых простому наблюдателю. Они включали самые разные виды действий. Например, информационное «сопровождение» — публикацию на Западе материалов о громких «победах» министерства юстиции Казахстана а целом и министра Марата Бекетаева в частности (вот недавний пример такой публикации).
Но главную часть бюджета поглощало «сопровождение» другого рода. Речь идет о об использовании частных сыскных агентств. И это совсем не те частные детективы, которых мы привыкли видеть в классических романах. В реальной казахстанской истории эту функцию выполняют целые корпорации, в штат которых входят отставники разведслужб, авторитетные экс-политики и профессиональные лоббисты. Все они готовы всячески участвовать в «решении» сложных и щекотливых вопросов. За крупное вознаграждение, конечно же.
На это уже обратили внимание авторы «Нурсултанского соловья» — телеграмм-канала (известного раньше как «Узун кулак»), который недавно произвел «перезагрузку», но сохранил интерес к разоблачительной тематике.
Авторы канала вспомнили о частной разведывательной фирмой Arcanum Global, которая в свое время получала в год до 16 млн долларов в год на оперативное сопровождение дел основных врагов Акорды. В их число, кроме семьи Стати, входили также семьи Храпуновых и Мухтара Аблязова.
В закулисной кампании участвовали молдавская НПО «Центр по защите трудовых прав граждан», а также американская юридическая фирма O’Dwyer & Bernstein LLP. Все потоки, которые направлялись на эти контракты, распределялись через фирму «Болашак Консалтинг Груп» — подконтрольную Бекетаеву структуру, которая стала основным подрядчиком Министерства юстиции РК в этом деле.
О том, каким образом распределялись эти потоки, в свое время писала «Республика», используя для этого масштабную утечку документов, размещенных неизвестными хакерами на сайте Kazaword. В утечке была в том числе переписка между основными участниками операции — как казахстанскими, так и международными. Ее география и масштаб впечатляли. Равно как и счета, которые направлялись на оплату Марату Бекетаеву.
Уровень (оплаты) юристов и оперативников, задействованных в операции, исчислялся сотнями долларов США в час. В результате стоимость операций составляла многомиллионные суммы. На войне как на войне.
Но проблема этой войны в том, что она превратилась в перманентную — ведется уже десять лет и пока генерирует прибыли исключительно для самих участников боевых действий.
Казахстан же несет убытки. И, как показывают последние судебные решения, эти убытки ушли в сферы, где денежное выражение уже не играет особой роли. Главной потерей Казахстана в истории со Стати стала утрата суверенитета Национального банка Казахстана. Именно так можно трактовать готовность судов разных юрисдикций объединять государственные финансы и активы Национального банка.
Такое разделение играет важную роль при любых межгосударственных конфликтах, так как гарантирует неприкосновенность валютной части резервов страны. В свое время Советскому Союзу пришлось пуститься во все тяжкие и создать евродоллар — отдельную экосистему для американской валюты, которая циркулировала в рамках корсчетов европейских банков, находясь вне контроля ФРС. У современного Казахстана (равно как и России) таких возможностей нет, и единственной формой защиты было признание Нацбанка независимым от государства субъектом.
Сейчас эта защита уже утрачена.
Мы на KZ.MEDIA писали об этом и ранее, но сейчас об этом стали писать уже и медиаресурсы внутри страны. А это означает, что проблема приобрела открытый внутриполитический характер. И простого решения этой проблемы в условиях обострившейся войны кланов за власть ожидать не стоит.
Без ответа пока остается вопрос о том, кому, собственно, была выгодна сложившаяся ситуация. Понятно, что не для самих Стати, которые всего лишь хотели получить причитающиеся по суду деньги. «Вне подозрений» и Республика Казахстан, которая в этой игре играет роль инструмента для зарабатывания денег многочисленными подрядчиками.
Можно, конечно, заняться конспирологией и представить себе сценарий, который предполагает сознательное использование сложившейся ситуации в политической игре на высшем уровне. То есть какие-то могущественные игроки просчитали все риски, лишив страну (пусть и на какое-то время) доступа к важнейшим активам.
Напомним, что помимо «бельгийской истории», казахстанская государственная собственность была арестована в Нидерландах, Люксембурге и Швеции на сумму, превышающую 6,25 миллиарда долларов США. Именно размер и значение этих активов говорят о том, что такой вариант исключать нельзя.
В любом случае эта история, похоже, близка к развязке, как никогда.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0