После материала «Кто за какими СМИ стоит на казахстанском медиарынке?», опубликованном сначала в прошлом номере «Газеты новостей», а затем у нас, на портале, читатели завалили нас комментариями и отзывами, тем самым сподвигнув продолжить тему.
«Насколько известно из официальных источников Арманжан Байтасов, бывший владелец медиаресурса «31 канал», действительно продал этот актив российскому ТНТ (а не СТС как утверждается здесь) за 80 млн долларов. После этого редакционная политика канала изменилась настолько, что казахская редакция в том же году полном составе подала на увольнение. Информбюро сначала на русском, потом на казахском, целый день идут либо зарубежные либо российские сериалы, программы на казахском языке либо рано утром в 6.00 или поздно ночью. И этим страдает не только 31‑й», — написал один из комментаторов на форуме-партнере «Республики» в откликах к статье.
Мы решили проверить эту информацию, а заодно найти и другие сведения по этой теме.
Кто смотрит казахский юмор в 6 утра?
Несмотря на то, что личность Арманжана Байтасова не воспринимается самостоятельной в медиабизнесе, тем не менее, в открытых источниках фигурирует именно его имя.
На сегодняшний день именно он официально является 100-процентным владельцем телеканалов ТАН, MUZZONE и кыргызского НБТ, а также ряда печатных изданий. Кстати, как пишут бизнес-журналы, ему и его семье принадлежит также телекоммуникационная компания ICON.
Относительно продажи «31 канала» выяснилось, что в 2008 году Байтасов продал свою долю в телекомпании (20%) за 65 млн долларов российскому холдингу СТС. Это сделка считается одной из самых успешных в казахстанском медиабизнесе.
Надо отметить, что при этом холдинг «Верный Капитал», один из инвестиционных партнеров телеканала, сохранил свой статус-кво.
Новые совладельцы, придя на «31 канал» и избавляясь от нерентабельных проектов, взялись за расширение целевой аудитории. Было решено делать ставку на развлекательный контент.
И поначалу продукция СТС — российские сериалы «Папины дочки», «Моя прекрасная няня», «Галилео» и другие — действительно «взорвали» аудиторию. Доля канала в Казахстане в 2008 году выросла с 7,1% в январе до 18,5% в октябре. Но через год, в 2009 году, обозначился нисходящий тренд.
Завоевать казахскоязычную аудиторию руководители телеканала решили производством собственной продукции. Начали появляться юмористические и другие передачи, но они не давали большого роста аудитории по причине их низкого качества.
Политику канала продолжали менять, увеличивая долю казахских программ, и даже планировалось, что вещание к 2014 году будет стопроцентно казахским. Однако 2014 год уже заканчивается, а программы на казахском, как правильно заметил читатель, стоят в основном в ночной сетке либо идут ранним утром.
Мы специально проверили это утверждение читателя. Передачи на казахском начинаются в 6 утра юмористической передачей и идут до 10 утра. Затем целый день русскоязычный эфир. В полпервого ночи начинаются снова казахские программы и показ их заканчивается в 3 часа ночи.
«31 Канал в 2007 году был убыточным, съедал большие деньги. На оппозиционности особенно рейтинг не поднимешь. Бизнеса там не было никакого», — в свое время говорил председатель инвестиционного холдинга «Верный Капитал» Тимур Исатаев, объясняя причины продажи телеканала СТС.
Отметим, что некогда завоевавшая славу «самых правдивых новостей» новостная передача «Информбюро» действительно стала терять тогда былую популярность. Прежняя команда журналистов постепенно увольнялась, а сама программа превращалась в транслятора только «позитивных новостей».
Новостную программу несколько раз временно закрывали, потом снова запускали. Время показало, что только позитивные новости нашего зрителя не цепляют. Последние два года телеканал упорно пытается вернуть былые рейтинги, заостряя внимание на социально-общественных проблемах в новостях. Остальное время на телеканале продолжают идти российские, турецкие, индийские сериалы и развлекательные программы.
И еще: совладельцы канала из российского СТС в свое время приняли решение купить акции «31 канала» из-за бурного роста ТВ-рекламы на казахстанском рынке. Но как, сказал на медиакурылтае генеральный директор телеканала Багдат Коджахметов, рынок рекламы только за этот год сократился на 21%.
Зятья, Мусин и «Свобода слова»
Но читатели обратили наше внимание не только на историю с 31 Каналомю Из комментариев выяснилось, что медийными активами нынче обзаводятся не только известные дочери в Казахстане, но и не менее знаменитые зятья.
По некоторым данным, интернет-ресурс «Zakon.kz” также относят Дариге Назарбаевой, сайт «Vlast.kz» курирует зять акима Алматы Ахметжана Есимова — Галимжан Есенов, а проект «Vox populi” зять министра обороны Имангали Тасмагамбетова небезызвестный Кенес Ракишев.
Кроме комментариев на форуме прозвучали также вопросы. Один нам показался особенно занимательным. «Подскажите, кому теперь принадлежит «Свобода слова»? — задал вопрос один из комментаторов.
В свое время, когда газету «отжали» у учредителя Гульжан Ергалиевой, говорили, что в этом принимает участие Администрация президента, а ее тогдашний руководитель Аслан Мусин взял личное шефство над изданием. Но после того, как Мусина отправили послом в Хорватию, ходят слухи что в газете сменился хозяин. Возможно, это и правда, поскольку недавно в «Свободе слова» сменился главный редактор, им стала журналист Жанна Ойшыбаева, бывший пресс-секретарь акима Кызылординской области Крымбека Кушербаева.
Но может быть наши читатели знают в этом плане больше нас?