Что объединяет Казахстан и Панаму? Молодое государство в центре Евразии и далекую центрально-американскую страну?
Если бы вы задали этот вопрос рядовому казахстанцу еще десять лет назад, то очень бы его озадачили. Сейчас о том, что Панама — это не головной убор, а скандально ославившийся оффшор, повлекший за собой ряд высоких отставок в странах с развитой рыночной экономикой, не знают разве что дети дошкольного возраста.
Говоря об оффшорах в Панаме, прежде всего подразумевают финансовую стабильность оффшорной зоны и лояльное налогообложение — оффшоры полностью освобождены от налогов при ведении бизнеса за пределами Панамы и предоставления финансовой отчетности не требуется. В соответствии с панамским законодательством, все местные оффшоры имеют право заниматься любой предпринимательской деятельностью по всему миру. Обязательными условиями являются: наличие регистрационного офиса и регистрационного агента на территории Панамы. Нет требований о размере и обязательной оплате уставного капитала. Предлагаемый уставный капитал — 10 000 долларов США, разделенный на 10 000 акций. Минимальное число акционеров — 1, при этом национальность и резидентство значения не имеют.
Несмотря на то, что доступ к информации об акционерах и директорах со стороны третьих лиц закрыт, год назад неизвестный предоставил журналистам немецкого издания Sueddeutsche Zeitung доступ к 11,5 миллионам страниц документов Mossaсk Fonseca.
И хотя первые звоночки прозвучали еще в 2013 году — тогда ряд СМИ опубликовал список владельцев счетов в странах “с мягким налоговым климатом”. Казахстанское общество на тот момент, видимо, занимали совсем иные вопросы, и информация была воспринята либерально. Сами владельцы панамских счетов тоже с комментариями не торопились: ну, оффшор и оффшор, ничего противозаконного ведь нет!
Но в 2016 году всплыли обновленные данные (хотя список значительных изменений не претерпел), население, остро пережившее две внезапные “корректировки курса национальной валюты” и на себе испытав близкое дыхание безработицы со всеми вытекающими последствиями, на этот раз очень активно отреагировало на отток капитала их казахстанской экономики в период его дефицита. И оказалось, что между нашими экономиками протянуто, как минимум 80 финансовых нитей, а словосочетание “Панамский канал” может иметь скрытый подтекст.
Как видно из нижеприведенного списка, счета в Панаме открывали не только собственники компаний, а зачастую их руководители или представители. И, казалось бы, нужно восхититься предприимчивостью граждан (не секрет, что перед любым заинтересованным лицом стоит задача минимизировать налоговые издержки и финансовые риски), но настораживают в списке не простые частные компании, а крупные, пользующиеся полным доступом к государственному субсидированию и тендерам национальных компаний.
Большинство из владельцев панамских счетов открывали их на свое имя, дабы не “светить” имя собственника и компании. Но, на наш взгляд, существует процент счетов, зарегистрированных под вымышленными именами — ведь есть у нас в стране практика выдачи двух ИИН-ов одному лицу, так что мешает открыть второй паспорт и регистрироваться в стране, которую не особо волнует, верно ли указана страна резидентства и каким образом вы заработали деньги!
К сожалению, информацией о суммах и активах в оффшорах казахстанских бизнесменов мы не располагаем, но можем поделиться с читателями, какие должности занимают и какими компаниями владеют персоны “Панамагейта” у себя на родине:
1. Айбек Байсакалов — директор в холдинге “Касипкор”, в казахстанских компаниях официально не участвует.
2. Айдар Баймухамедов — в казахстанских компаниях официально не участвует.
3. Айдан Сулейменова (дочь Тулеутая Сулейменова) — доли в компаниях: ТОО “KAROC”, ТОО “Tidemarine Business Property”, ТОО “ HERITAGE”, ТОО “Mercury Service Company”, ТОО “VILED FASHION”, ТОО “VILED GROUP”, ТОО “Farm Agro”, ТОО “SilkwayTransit”, ТОО “ ЖАЙЛАУ АСТАНА”, ТОО “Compass Astana Company”, ТОО “ARION GROUP”, ТОО “Brent Invest”, ТОО “Apple World”, ТОО “Жайлау-Агро”, ТОО “КӨКСЕРЕК АСТАНА”, ТОО “Boxing development Centre”, ТОО “GROUP LUX”, “Частный Благотворительный Фонд “Аяла”, ТОО “Petrolex Group”, ТОО “VILED INTERNATIONAL”.
4. Айгуль Нуриева — в казахстанских компаниях официально не участвует.
5. Александр Чуб — создатель системы электронной оплаты WebMoney, кстати (или некстати!) в одном из своих интервью обмолвившийся: “Если соблюдать законы своей страны, заниматься легальным бизнесом, платить налоги, то не будет проблем с “органами”. Какую страну г‑н Чуб назвал своей, неизвестно, но в казахстанских компаниях он официально не участвует.
6. Александр Машкевич — основатель “Евразийской группы”, о нем мы писали ранее (ссылка). Имеет доли участия в АО “Евразийская финансовая компания”, ТОО “Евразийская сервисная компания”, ТОО “Advance kz”, ОЮЛ “Ассоциация друзей Тель-Авивского университета в Республике Казахстан”, “ Евразийская промышленная Ассоциация”, АО “Евразийская промышленная компания”, АО “Евразийская производственная компания”.
7. Александру Гужавину — директору ТОО “Горнолыжный курорт “Көкжайлау” принадлежат ТОО “Ас-Алтын”, ТОО “Инвестиционно-строительная компания “МАСАТО” с одноименным универсамом, ТОО “КУЛТАУ И К” и доля в ТОО “ СТС Стоун Груп”.
8. Алимбек Сейдуллаев, известный, как Председатель правления “Lancaster Invest” (к слову, группа не скрывает своей симпатии к оффшорам), ТОО “ Berkut Mining”, является единственным участником ТОО “BK Gold” и соучредителем Общественного фонда “Narhoz MEO Alumni Fund”(Фонд Выпускников Нархоз МЭО).
9. Алимжан Туктасов — первый руководитель ТОО “АКРАС”.
10. Алтай Байшулаков числится первым руководителем ТОО “Nio Pharm Ltd”.
11. Арман Кужанов — руководитель ТОО “CMA CGM CENTRAL ASIA” и ТОО “CMA CGM Logistics Сentral Asia” — владеет долями в ТОО “Unitrans” и ТОО “Жиланды”.
12. Аскар Самбетбаев — представитель ТОО “Asia Oil Standart”.
13. Асель Кикбаева — официально в казахстанских компаниях не участвует.
14. Асылбек Килимов — первый руководитель Общественного фонда “Открытый Диалог”.
15. Бакытжанов Абдуалиевых в Казахстане насчитывается 14 человек, поэтому представляется затруднительным ответить, о ком именно упоминается в “Панамском списке”.
16. Берик Едресов — в казахстанских компаниях официально не участвует.
17. Берик Каниев — входит в состав совета директоров АО “Сырымбет”, “Lancaster Group”, ТОО “ERC Holding”, ТОО “ERSAI”.
18. Игорь Бидило — является владельцем ТОО “Балкер Тау”.
19. Ботакоз Аманбаева — официально в казахстанский компаниях не участвует.
20. Данияр Дусенов — руководитель и совладелец ТОО “AsDan Group”.
21. Данияр Есалиев — руководитель ТОО “UNICORE ENERGY”, ТОО “KazCoreService”, ТОО “CORENERGY”.
22. Даурен Сарсекеев — руководитель ТОО “KAZAKHOIL Trans World Group”.
23. Сведения о Даурене Утемуратове в казахстанских базах данных отсутствуют.
24. Равно, как и о David Sturt, основателе компании “Еxillion energy”.
25. Денис Выходцев — официально в казахстанских компаниях не участвует.
26. Евгений Брагин — также официально не имеет доли участия в казахстанских компаниях.
27. Гаппоев Эдвард — отсутствует в базе данных казахстанских граждан.
28. Гарифолла Ка(ч)щапов также не найден в казахстанских базах данных.
29. Гиль Смолински — является учредителем ТОО “LOOM”, ТОО “ЧИФ”, ТОО “Макаби Мед”.
30. Икрам Адырбек — наличие счетов в оффшорах уважаемый депутат Сената Парламента РК отрицал еще в 2013 году, но согласно последним данным, его имя фигурирует в списках “Панамагейта”. В Казахстане учредителем нигде официально не числится.
31. Икрам Раимбеков — возглавляет Частный благотворительный фонд “Шүлен” и имеет долю в ТОО “Белонекс Груп”, возглавляемом его сестрой, Азизой.
32. James E.Knight и
33. Katya Brightwel, президент “Caspian International Oil Corporation”, в казахстанских базах данных отсутствуют.
34. Курманали Ашаков является руководителем в ТОО “ FMK ‑Group”, ТОО “ANT- Grain”, ТОО “Группа компаний “АНТ”, ТОО “Уральская цементная компания” и учредителем в ТОО “ АНТ-Телеком”, ТОО “АДАНИ-ОРАЛ”, “Акционерный инвестиционный фонд рискового инвестирования “Bosfor”, “Ант-ЭЛКОМ”, ТОО “КазметизгрАнт”, ТОО “АСТАНА-ЭКСПО” и ТОО “АЛТЫН АЙТАС”.
35. Леонид Вологов официально в казахстанских компаниях доли не имеет.
36. Так же, как и Люция Замолдинова.
37. Марат Кабдыкулов (по некоторым данным владелец группы компаний “Каусар”) из базы данных граждан РК исключен в 2012 году.
38. Максим Зайцев — данные о нем найти не представляется возможным ввиду наличия большого количества полных тезок и однофамильцев в базе данных.
39. Меруерт Джумадиллаева (младшая сестра Талгата и Гульмиры Джумадиллаевых) официально в казахстанских компаниях не участвует.
40. Исламбек Салжанов — руководитель Корпоративного Фонда “Международный благотворительный фонд “ALTYN KYRAN”, ТОО “Алтын Қыран” и бывший глава Актюбинского филиала ТОО “Казахойл-Продактс” — является учредителем в нескольких ТОО: “РЭК Махамбет”, “Golden Eagle Group”, “GE Logistics”, “АСКИ-МАНГИСТАУ”.
41. Михаил Шин — граждан РК с таким именем также очень много.
42. Юрий Богдай, член совета директоров “Казахстан Кагазы” официально в казахстанских компаниях доли не имеет.
43. Алмас Султангазин (учредитель ТОО “Торговый дом УзДЭУЭлектроникс”, ТОО “High Tech Commerce”, ТОО “ABE Media Group”) и
44. Андрей Пак (учредитель ТОО”Торговый дом УзДЭУЭлектроникс”, ТОО “Асота” и ТОО “Юниверс-АС”) — сооснователи “SULPAK ELECTRONICS COMPANY” и ТОО “СУЛПАК ИНВЕСТ”.
45. Владимир Пак — родственник А.Пак.
46. Игорь Городецкий — фигурирует в казахстанских базах данных лишь в качестве владельца нескольких патентов.
47. Нурхат Ибадильдин — участник ТОО “Бастау-Валют-NA”, ТОО “АСН — 9”, ТОО “ПСК “ВостокСтрой” и ТОО “Микрофинансовая организация “Бастау — Кредит”.
48. Павел Тетяков официально в казахстанских компаниях не участвует.
49. Шынар Диханбаева — член совета директоров АО “Казвахстан Кагазы”.
50. Айман Багитова является учредитель ТОО “Global Visual System plus”.
51. Данные о Letitia Diergaardt отсутствуют.
52. Гульжан Салменова официально в казахстанских компаниях доли не имеет.
53. Мауле Елюкенева — соучредитель ТОО “Торгово- производственная компания “Акмарал”.
54. Наталья Пак — в базе данных очень много совпадений имени и фамилии.
55. Нурбек Аязбаев, фигурировавший в СМИ, как должностное лицо АО “Евразийский банк”, является владельцем ТОО “Американский фитнес”.
56. Нурлан Каппаров — исключен из базы данных в связи со смертью.
57. Оспанов Ержан — руководитель ТОО “Kazakhmys Development”.
58. Евгений Пак — глава Общественного объединения “Федерация шито-рю каратэ до Республики Казахстан” — владеет долями в ряде компаний: ТОО “Wimpex”, ТОО “Кентавр”, ТОО “ЮНИПАК-ШЫМКЕНТ”, ТОО “ЮНИКС”, ТОО “East Trade Mark International”, ТОО “Континент-Юг”, ТОО “Eurasia Bottlers Group”, ТОО Central Asia Beverage Service”, ТОО “Lacorte”, ТОО “ЮНИКС –BEVERAGE”, ТОО “САН и Компания”, ТОО “Геом”, ТОО Акбулак-21″, ТОО “БН Капшагай” и ТОО”Твинс”.
59. Патох Шодиев (удивительно, но на данное физ.лицо в базе одновременно зарегистрировано 2 ИИН!), один является учредителем в ТОО “Евразийская
сервисная компания” и ТОО “Advance kz”; другой же — акционер АО “Евразийская финансовая компания”, АО “Евразийская промышленная компания” и АО “Евразийская производственная компания”.
60. Райхан Булекова — директор ТОО “Карат LLP” и ТОО “TransTech International” — является совладелицей ТОО “Смайл Колледж” и ТОО “АП-НАФТА ОПЕРЕЙТИНГ”, а также единственным участником ТОО “Нұра”.
61. Расул Токмурзин возглавляет несколько фирм: ТОО “Centurion Systems”, ТОО “Astana Hotel Management”, ТОО “First Legal” с филиалом «First Legal» в г. Астана, ТОО “Algiz Consulting” и ТОО “attorney.kz”.
62. Данных о Раупе Шодиеве, брате Патоха Шодиева, в казахстанских базах нет.
63. Руслан Мурзабаев казахстанскими компаниями не владеет.
64. Сауле Тилеуова числится единственным участником ТОО “Provence”.
65. Граждан РК с именем Сергей Калмыков зарегистрировано 55 человек.
66. Талгат Омарбай — гражданин с такими данными в базе РК отсутствует.
67. Тимур Исатаев — президент Федерации стендовой и практической стрельбы РК, входит в состав совета директоров компаний Булата Утемуратова.
68. Виталий Кучура — бывший топ-менеджер т.н. “Питерской группы связистов”, удален из базы данных в связи с переездом за пределы РК в 2010г.
69. Виталий Лесников в казахстанских компаниях официально учредителем не числится.
70. Владимир Чумашкаев, бывший генеральный директор “Батыс Калий” официально доли в казахстанских компаниях не имеет.
71. Вячеслав Шевцов — количество граждан в базах РК с аналогичным именем не позволяет установить конкретную личность.
72. Ержан Куанган — бывший вице-президент АО “Альянс банк” в базах граждан РК не найден.
73. Установить данные о принадлежащих компаниях гражданина с именем Евгений Ли также не представляется возможным ввиду большого количества однофамильцев.
74. Юрий Пак — совладелец “Lancaster Holding Ltd”.
75. Юрий Зайцев — количество граждан РК с подобным именем затрудняет поиск его данных в базе.
76. Wang Jiangang — в казахстанских базах данных информация о данном физ.лице отсутствует.
77. О компании “Sharecorp Limited” данных в базе РК нет. На сайте sharecorp.com указан вид деятельности — chemical engineering, головная компания зарегистрирована в Милуоки, США.
78. Аналогичная ситуация и с компанией “Baker&McKenzie”, которая представлена в Совете иностранных инвесторов, занимается в Казахстане консалтингом по стратегическим вопросам. красноречивым показателем деятельности компании является то, что Кристин Лагард, глава МВФ, некогда была ее руководителем.
79. Информации о регистрации компании “Bolzhal Ltd Llp” также нет в казахстанских базах данных.
80. Компания “Kausar Overseas Ltd” в РК зарегистрирована и ей даже присвоен БИН 071150007070, но при попытке получить информацию о ее учредителях или налоговых выплатах, появлялась лишь справка о том, что данный БИН закреплен за нерезидентом. Мы можем лишь предположить, что ее учредителем является ставший нерезидентом Марат Кабдыкулов.
81. Гражданин Сабир Мирджалалов также отсутствует в официальных списках граждан РК.
О чем нам должны сказать “Панамские списки”? В первую очередь, они подтверждают простую истину, что все тайное станет когда-нибудь явным. Во-вторых, если оффшорные данные открываются — это однозначно кому-то нужно: в мире практически нет ни одного государства, которое бы сейчас не нуждалось в притоке капитала, а “под шумок” можно найти компромисс с владельцами счетов. И в‑третьих, соответствующие органы должны сделать выводы из данной ситуации: если даже у людей “особо приближенных” возникает необходимость вывода средств на столь дальнее расстояние, значит, они не верят в то, что бизнес в стране можно вести достаточно эффективно и безопасно, либо готовят себя к получению иностранного гражданства.
Возможно, когда-нибудь мы избавимся от привычки прятать руки в карманы, а полностью задекларированное имущество чиновника будут свидетельствовать о его финансовой эффективности и плюсом для принятия на государственную службу.
И напоследок, проанализировав все вышеприведенные данные, хотелось бы лишний раз напомнить слова нашего Президента: “Все эти деньги вам позволил заработать Казахстан — страна наша, государство. Так давайте вкладывать сюда.” Учитывая, что программа легализации имущества была продлена, еще есть время, чтоб помочь казахстанским деньгам работать на пользу отечественной экономики.
P.S. Пока готовился материал, ICIJ опубликовал новые списки оффшорных счетов.
Источник: Радиоточка