Председатель правления «Народного банка Казахстана» Умут Шаяхметова получила наконец письмо от ФНБ «Самрук-Казына» с предложением начать переговоры о покупке «БТА Банка». И поскольку политическое решение вернуть банк в рыночную среду, причем способом, сильно напоминающим принудительную передачу чемодана без ручки, который тяжело и накладно таскать даже государству, принял сам елбасы, похоже, сделка состоится при любой политической погоде.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Так что будем считать, что круг замкнулся. И многострадальному БТА, захваченному Акордой 2 февраля 2009 года под предлогом его спасения от Мухтара Аблязова и пережившему две последовательные реструктуризации, в скором времени предстоит очередная операция «оживления».
Три вопроса «на засыпку»
Мы пока не знаем, получил ли аналогичное предложение «Казкоммерцбанк», но уже не подлежит сомнению, что один из участников той принудительной национализации — Кайрат Келимбетов, возглавлявший в 2009 году ФНБ «Самрук-Казына», а ныне повышенный до вице-премьера и министра экономразвития, подложил владельцам двух ведущих казахстанских банков очень большую «свинью».
Впрочем, судя по всему, другого выхода у Акорды просто не было — желающих купить БТА со всеми его явными и неявными «дырами», скандальной историей и не снижающимися расходами на юридическое преследование бывших топ-менеджеров не видно даже в далекой перспективе, а проблему нужно решать немедленно.
Просто закрыть банк, как этого, в частности, хотела в недалеком прошлом та же Умут Шаяхметова, Назарбаев не мог, так как это свидетельствовало бы о его слабости как главы государства в политическом противостоянии с Мухтаром Аблязовым.
Нас же в связи с тем, что сделка по продаже БТА «Народному банку Казахстана» неизбежна, как восход солнца утром, интересуют три вопроса. Первый — как это скажется на рейтингах банков-покупателей? Второй — сколько им придется заплатить продавцу? Третий — как новые собственники будут реструктуризировать БТА, который по своей нише на рынке и размерам филиальной сети является их явным конкурентом.
К сожалению, ответов на первый и третий вопросы придется ждать достаточно долго, возможно даже, больше года. Что касается ответа на второй вопрос, то его нетрудно посчитать. Для этого заглянем на сайт БТА, где появился неаудированный отчет по состоянию на 1 января 2013 года.
Оценим «дыры»
Так вот, если судить по бухгалтерскому балансу, то БТА после реструктуризации «на плаву» и имеет положительный капитал в размере 209 миллиардов тенге. Соответственно, продажная цена его может колебаться от одной «книги» до, предположим, трех десятых.
В абсолютном значении это соответствует 1,4 миллиарда и 400 миллионам долларов. И поскольку «Народный банк Казахстана» имеет избыточную ликвидность, для него не составит труда заплатить любую сумму в вышеназванном нами диапазоне.
Но что-то нам подсказывает, что сумма сделки все-таки будет ближе к нижнему порогу, чем верхнему. Даже несмотря на то, что государственные топ-менеджеры, включая Шукеева, публично обещали елбасы вернуть всю потраченную государством на спасение БТА сумму. А это, заметим, ни много ни мало $10 миллиардов.
Дело в том, что в балансе БТА по состоянию на 1 января 2013 года указана сумма выданных клиентам кредитов — 605 миллиардов тенге. Однако, по данным сайта «Рэнкинг. kz», в декабре 2012 года БТА имел всего 268 миллиардов тенге работающих кредитов.
Иными словами, в балансе БТА на 1 января 2013 года есть дыра. Ее размеры мы, не имея доступа к первичной документации и внутренним отчетам, оценить не беремся, но даже если считать, что процент потерь составит 30% от суммы неработающих кредитов, а это, по нашему мнению, вполне комплементарная оценка, то это составит порядка 100 миллиардов тенге. То есть не будет ошибкой, если мы уменьшим капитал БТА на вышеназванные 100 миллиардов.
Но это еще не все. Среди обязательств банка по состоянию на 1 января т. г. числятся займы от правительства и Нацбанка РК на сумму 208 миллиардов тенге. И если последние ссылаясь на то, что новые владельцы проблемного банка должны сами заботиться о его финансовой устойчивости, отзовут эти деньги, то положительный капитал БТА сразу станет равным нулю.
Кроме того, в разделе «Собственный капитал» есть строчка «Дополнительный оплаченный капитал» — 137 миллиардов тенге на начало этого года. Судя по всему, это еврооблигации на $750 миллионов, выпущенные в рамках второй реструктуризации и размещенные среди иностранных кредиторов, и еще что-то.
Но любой покупатель обязан принять на себя все обязательства, которые БТА и его владелец, ФНБ «Самрук-Казына», приняли в рамках второй реструктуризации. В том числе поддерживать капитал первого уровня по Базель II выше 10%, иначе сработают ковенанты по этим облигациям.
В общем, когда к капиталу БТА по состоянию на 1 января 2013 года в размере 209 миллиардов плюсуются все «дыры», от него ничего положительного не остается.
А нужно еще учесть, что чистый процентный доход БТА за 2012 год был отрицательным — минус почти 13 миллиардов тенге. Плюс прибавить расходы по операциям репо, которых не избежать еще долгие годы, — 26 миллиардов тенге. Плюс добавить еще административные и прочие операционные расходы, большую часть которых составила оплата услуг английских и прочих зарубежных юристов, воюющих против Мухтара Аблязова по всему миру, — 38 миллиардов тенге.
Получается, БТА — это еще тот «кот в мешке». И с учетом реального, а не бумажного финансового положения БТА, качества его активов и структуры расходов, ФНБ «Самрук-Казына» должен не требовать у «Народного банка Казахстана» и «Казкоммерцбанка» оплаты за акции БТА, а сам доплатить им два-три миллиарда долларов, чтобы те согласились взять этот проблемный банк.
Но поскольку предстоящая сделка получила благословение самого елбасы, она не просто состоится, но и принесет продавцу какой-то доход. Можно даже предсказать какой: чуть больше, чем было отдано за «АТФБанк». То есть порядка полумиллиарда долларов.
Цифры для размышления
Напомним читателям общую сумму госрасходов на спасение БТА без учета тех статей, которые можно не учитывать после продажи БТА частным фининститутам.
Во-первых, 212 миллиардов тенге, или $1,7 миллиарда, истраченных правительством на оплату дополнительно выпущенных в пользу ФНБ «Самрук-Казына» акций БТА в феврале 2009 года.
Во-вторых, $945 миллионов, выплаченных иностранным кредиторам при первой реструктуризации БТА.
В‑третьих, $1,6 миллиарда, выплаченных им же при второй реструктуризации БТА за счет соответствующего кредита ФНБ «Самрук-Казына».
В‑четвертых, $1,2 миллиарда депозитов ФНБ «Самрук-Казына» в БТА, конвертированных в акции БТА при второй реструктуризации.
В общей сложности получается $5,5 миллиарда. За минусом спрогнозированной нами выручки в размере 0,5 миллиарда чистый убыток получается 5 миллиардов.
И это, не считая того, что новым собственникам БТА в лице «Народного банка Казахстана» и «Казкоммерцбанка» придется рано или поздно решать вопросы изыскания средств для погашения обязательств своей нежданной «покупки».
В том числе возврата депозитов правительства, Нацбанка и ФНБ «Самрук-Казына» — порядка $1,4 миллиарда, возврата средств Нацбанка, полученных в рамках сделок репо с облигациями ФНБ «Самрук-Казына», — $2,6 миллиарда, погашений облигаций БТА на $750 миллионов. Это, не считая прочих обязательств, дает еще $5 миллиардов потерь, потому что поднять такие деньги при нынешнем состоянии экономики и доходности финансового рынка страны просто невозможно.
Оригинал статьи: