- Суд не обратил внимания, что иск в очередной уже раз был подан к неодушевленном предмету, без каких-либо ссылок на законодательство, а главное — непонятно, чьи интересы защищали прокуроры, — заметила Оксана Макушина.
Впереди у издания апелляционная инстанция. Но ее прохождение — всего лишь формальность. Надежды, что городской суд что-то изменит, у редакции нет.
То, что у нас в Казахстане стало нормой предъявлять претензии к неодушевленным предметам, подтвердила и Розлана Таукина, издатель «Правдивой газеты». Она рассказала о своем печальном опыте выхода на информационный рынок страны.
Выпустив пилотный номер газеты, редакция тут же столкнулась с проблемами. Акимат Алматы обвинил издание в неверных выходных данных — отсутствовала строчка о периодичности. Это послужило поводом для штрафа и приостановления выхода газеты на три месяца. Вторая попытка запустить газету в массы тоже не была успешной — типографский брак, который не отрицала типография, чиновники акимата тоже представили как правонарушение. И снова суд оштрафовал и приостановил выход «Правдивой газеты».
А затем последовал «контрольный выстрел»: на основании предыдущих нарушений суд закрыл газету.
На рынке пока еще балансирует между выходами, приостановками и штрафами еще одна газета — «Саясат алаңы» («Трибуна»). Как рассказала журналист этого издания Инга Иманбай, изначально претензии были тоже чисто технические. Уход редакции в летний отпуск, о чем было написано на первой полосе газеты, опять же чиновники акимата расценили как нарушение периодичности выхода. В итоге суд, штраф, приостановка газеты на 3 месяца.
В отношении «Трибуны» так же была применена проверенная технология: запуск на рынок газеты с таким же названием. Собственно говоря, и сейчас на рынке фактически выходят две «Трибуны». Это сделано, по мнению журналистов, для того чтобы сократить и запутать читательскую аудиторию.
На настоящий момент редакция опять находится в состоянии судебного разбирательства с одним из антигероев их публикации. Истец хочет получить 4 миллиона тенге в качестве моральной компенсации. Причем за то, что в заголовке использована его дословная цитата. Пока газете удается отбиваться, выплачивая штрафы
По меткому заявлению Розланы Таукиной, таким образом государство еще и наживается на неугодных ему газетах.
Подводя итог всему сказанному, Сергей Дуванов попытался найти причину ситуации. По его мнению, власти настолько боятся инакомыслия, которое, по их мнению может привести к событиям, аналогичным Майдану, что готово закручивать гайки вопреки здравому смыслу.
Главный редактор «Ассанди-Таймс» уверен, что «украинский синдром» и недовольство определенной части населения перспективами вступления в Казахстана Евразийский союз являются основными причинами для закрытия СМИ, которые об этом пишут.
Инга Иманбай рассказала, что после проведения Антиевразийского форума многие сайты, которые дали хотя бы несколько строк с этого мероприятия, были заблокированы, даже самые безобидные, с читательской аудиторией в 100—200 человек. Логику власти вообще понять сложно: ведь есть много источников информации для тех, кому она нужна — и без 7 500 экземпляров «Ассанди-Таймс».