Переселение жителей трех поселков в Жезказганском регионе не обошлось без конфликтных ситуаций. Люди потребовали равнозначного жилья от оператора по переселению, назначенного «Казахмысом», — компании «Гермес стиль». Те же дали понять, что пойти на условия переселяемых не могут.
Автор: Лариса ЧЕН
С прошлого года длится эпопея по переселению для жителей трех поселков, расположенных вблизи от Жезказгана: Лермонтово, Жезказгана (тезки города) и ГРП. Дело в том, что из-за подработок, которые вела корпорация «Казахмыс» в этих краях, земля под этими населенными пунктами просела и жить здесь стало небезопасно. Большинство сельчан переезжают в соседний город Сатпаев.
«Казахмыс» взялся переселить жителей, попавших в зону обрушения, за свой счет. Провел тендер и назначил оператора по переселению — алматинскую компанию «Гермес стиль». Однако работа оператора сразу же вызвала недовольство у многих переселенцев.
Житель поселка Жезказган, что находится в 10 километрах от города Сатпаева, Гарри Маркерт, настаивает на том, что корпорация «Казахмыс», из-за которой, собственно, людям и приходится поневоле уезжать с насиженных мест, обязана предоставить людям равнозначное жилье. Тогда как оператор, судя по всему, этого делать не намерен, настаивая на равноценном обмене.
Разница между равнозначным и равноценным жильем существенная. Например, коттедж в поселке Жезказган оценивают в $10 тысяч. Такой же коттедж в Сатпаеве будет стоить, скажем, уже $20 тысяч. Эти два дома не равноценны, но равнозначны.
- Начнем с того, что переселения вообще могло не быть, — говорит Гарри Фридрихович. — Восемь лет тому назад два доктора технических наук — Евгений Николаев и Руслан Юн — решили применить систему закладки подработанного пространства. Затратили на это миллионы долларов, и мы, жители поселка, облегченно вздохнули. Но поменялось руководство корпорации, и поменялось все. Миллионные затраты на закладку перечеркнули, оборудование демонтировали, а мы попали под переселение.
Поселок Жезказган попал под переселение не полностью. В зоне обрушения находятся только северная и южная его части. Но если в северной части поселка Жезказган находятся дома без коммуникаций, то в южной части, где проживает сам Гарри Фридрихович, есть благоустроенные коттеджи. И жильцы коттеджей (а их, по словам нашего собеседника, 16 семей) требуют, чтобы оператор переселил их в равнозначные условия.
- У меня, например, отдельно стоящий коттедж с участком земли, который я официально выкупил. Я потребовал предоставить мне не равноценное, а равнозначное жилье. Или выдать определенную сумму. А руководитель этой группы заявил мне: «Вы что, хотите жить в Лос-Анжелесе?», — возмущается Гарри Фридрихович. — Нет, я хочу жить здесь, но так же, как я живу в данный момент.
По мнению Гарри Маркерта, торг в данной ситуации не уместен, ведь люди не по доброй воле вынуждены покидать свои дома.
- Это «Казахмыс» вел подработку под нашими домами, — говорит г‑н Маркерт, — и поэтому не мы должны просить у них выдать нам жилье, а они должны спрашивать у нас, на какие условия мы согласны. Ведь это по их вине сейчас происходит переселение.
Именно по этой причине Гарри Фридрихович не стал писать писем руководству корпорации, в системе которой, к слову сказать, проработал более полувека. Он нашел другой способ привлечь внимание к волнующей его проблеме — сделал видеообращение, которое недавно появилось на популярном видеосервисе Youtube. Посмотреть его можно по этой ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=fg9nDNTRl1k&feature=player_embedded.
- Я уверен: если бы те деньги, которые были затрачены на закладку подработанного пространства, пустили для народа, можно было бы безо всяких трудностей переселить людей туда, куда они хотят, — высказал свое мнение житель поселка Жезказган.
В в жезказганской пресс-службе «Казахмыса» от каких-либо комментариев на тему переселения людей из поселков Жезказган, ГРП и Лермонтово отказались. О причинах остается только догадываться…
Visit link:
Хочу жить в таком же доме, как сейчас!