В чьих руках активы Павлодарской области
Павлодарская область – один из крупнейших промышленных регионов Казахстана. В нем сосредоточены важнейшие для страны энергетические, горнодобывающие, металлургические, нефтехимические предприятия. Все они к концу 90‑х годов были приватизированы и перешли в частные руки. Правда, спустя какое-то время часть этих предприятий снова была выкуплена государством и оказалась в квазигосударственном секторе.
Мы решили разобраться, кому сегодня принадлежат самые лакомые куски местной экономики.
Стратегические активы
В регионе расположены активы двух экономических гигантов – Eurasian Resources Group (ERG) и государственного холдинга АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
Под их управлением собраны стратегические предприятия, в свое время имевшие общесоюзное значение и создававшиеся силами всего СССР.
Eurasian Resources Group, или Евразийская группа, давно и хорошо всем известна – свою историю она ведет с 1994 года, когда акционерами компании был приобретен первый актив на территории Республики Казахстан. Сегодня это международная компания, прописанная в Люксембурге.
В Павлодарской области ей принадлежат «Алюминий Казахстана», «Казахстанский электролизный завод» (КЭЗ), «Евроазиатская энергетическая корпорация» (бывшая Ермаковская ГРЭС) с угольным разрезом Восточный и Аксуский завод ферросплавов, входящий в ТНК «Казхром».
Информация:
(«Евразийская группа» — это группа компаний, которая специализируется на добыче сырья для производства железа, ферросплавов и цветных металлов в различных странах. Была создана в результате целой серии приватизационных сделок, проведенных в 90‑е годы по непрозрачным схемам. Главными владельцами группы являются Александр Машкевич (на фото), Алиджан Ибрагимов и Патох Шодиев (на паритетных началах). В международном правовом пространстве компания функционирует под названием Eurasian Resources Group (ERG и имеет юридическую форму S.à r.l. — общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированного в Люксембурге. Эта компания, контролируемая основателями евразийской группы, выкупила в 2013 году акции публичной корпорации Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC) (котировались на Лондонской (LSE) и Казахстанской (KASE) фондовых биржах и входили с список FTSE 100). Этот выкуп был связан со сменой стратегии фирмы, которая ориентируется на разработку чрезвычайно перспективных, но очень проблемных активов в Конго и других государствах Африки. Участие в этих проектах — главное направление стратегии будущего для компании. Уход из публичной сферы делает анализ бизнеса компании чрезвычайно затруднительным для внешних наблюдателей.)
В свою очередь госхолдингу «Самрук-Казына» принадлежат две крупнейшие в стране угольные электростанции Экибастузские ГРЭС‑1 и ГРЭС‑2 (ими управляет дочка госхолдинга «Самрук-Энерго»), Павлодарский нефтехимический завод (через НК «КазМунайГаз») и совместное с РУСАЛом угледобывающее предприятие ТОО «Богатырь Комир» (ведет добычу на экибастузских разрезах «Богатырь» и «Северный»).
Второй эшелон
Вслед за стратегическими активами следуют предприятия второго эшелона, которые имеют важное региональное значение. Их владельцами являются известные бизнесмены из списка казахстанского «Форбса».
В первую очередь здесь нужно указать энергомонополию АО «Павлодарэнерго» — вертикально-интегрированный региональный холдинг, включающий в себя генерацию, транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии. В его состав входят: Павлодарская ТЭЦ‑2, Павлодарская ТЭЦ‑3, Экибастузская ТЭЦ, ТОО «Павлодарские тепловые сети» (тепловые сети гг. Павлодар, Экибастуз); АО «Павлодарская Распределительная Электросетевая Компания», ТОО «Павлодарэнергосбыт».
В свою очередь само «Павлодарэнерго» – основа благополучия и фактически главный донор АО «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания».
В этот головной холдинг также входят АО «СевКазэнерго» (схожая региональная энергомонополия действующая в Северо-Казахстанской области), АО «Акмолинская распределительная электросетевая компания», ТОО «Астанаэнергосбыт», АО «Каустик», «Инвестиционный дом Астана-инвест».
ЦАТЭК и ее владельцы
«Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания» (ЦАТЭК) появилась в конце 90‑х, но ее предтечей было ТОО «CCL Oil Refinery», принадлежащее офшорной фирме. Организованное летом 1997 года с уставным капиталом всего в полмиллиона тенге, это товарищество на тендере Комитета по госимуществу совершенно сказочным образом приобрело ТЭЦ‑2 и ТЭЦ‑3 города Павлодара, а также нефтеперерабатывающий завод.
Спустя некоторое время НПЗ правительство у «заморского инвестора» забрало, но электростанции остались. Они-то и стали основным активом образованного в 1998 году ТОО (позже преобразованного в ЗАО а с 2004 года – в АО) «Центрально-азиатская топливно-энергетическая компания» с уставным фондом в 300 миллионов тенге. Холдинг долгое время имел свой банк (Эксимбанк), пенсионный фонд и даже авиакомпанию.
Во всем этом беспокойном хозяйстве изначально было три владельца: Еркын Амирханов (1967 г.р.), Сергей Кан (1968 г.р.) и Александр Клебанов (1963 г.р.). Главным в этой тройке акционеров принято считать г‑на Клебанова.
Получается, что павлодарские электростанции и НПЗ эти господа приобрели, будучи весьма молодыми людьми, одному из которых даже не было тридцати лет.
Вопрос, каким образом столь дерзкие и юные ребята оказались собственниками стратегически важных активов, оставим за скобками повествования. Кому интересно, могут заглянуть в книгу бывшего зятя первого президента (уже покойного) Рахата Алиева «Крестный тесть» — там на сей счет есть кое-какая информация. А благодаря ежегодным финансовым отчетам ЦАТЭК и публикациям казахстанского «Форбса» можно проследить, как за последние десять лет (за время действия так называемых инвестиционных тарифов) выросли ключевые показатели компании и личное благосостояние ее владельцев. Очень увлекательные цифры.
Что примечательно: с 2008 года акционеры ЦАТЭК не получают дивидендов по причине недостаточной прибыли. В то же время личное состояние собственников неудержимо растет. В мае 2012 года когда казахстанский «Форбс» опубликовал свой первый рейтинг самых богатых предпринимателей страны, и в нем оказалась вся тройка собственников «Павлодарэнерго». По 181 миллиону долларов США было у Сергея Кана и Еркына Амирханова и 198 миллионов долларов США — у Александра Клебанова. В 2018 году из-за уголовного скандала Клебанов и Кан разошлись с Амирхановым (тот вымогал взятку у компании-подрядчика), разделив между собой его акции ЦАТЭК. В итоге их доли в холдинге и личные состояния возросли.
По данным казахстанского «Форбса», в 2019 году Сергей Кан обладал состоянием в 330 миллионов долларов США, а в 2020 году — в 269 миллионов. Его партнер Александр Клебанов имел в 2019 году 390 миллионов долларов США и 374 миллиона долларов — в 2020 году.
Итого два собственника ЦАТЭК в сумме имели 720 миллионов долларов США.
При этом стоит отметить, что в рейтингах 2019 и 2020 гг. в списке миллионеров казахстанского «Форбса» появился сын Александра Клебанова – Яков Клебанов с состоянием в 90 миллионов долларов США.
ПНПЗ
Отдельно расскажем о Павлодарском нефтехимическом заводе, самом современном в Казахстане (сдан в эксплуатацию в 1978 году) и мощном — с возможностью перерабатывать до 8 млн тонн нефти в год. После того, как он ненадолго оказался в конце 90‑х у псевдоамериканских инвесторов из ТОО «CCL Oil Refinery» (Клебанов, Кан, Амирханов), правительство вернуло его в госсобственность. А затем завод оказался у частной нефтяной компании «Мангистаумунайгаз», где ключевым акционером тогда был еще один интересный персонаж и миллионер списка Forbes Kazakhstan – Рашит Сарсенов (1949 года рождения).
Некогда вузовский преподаватель философии и заместитель министра высшего образования, Сарсенов в начале 90‑х годов резко поменял род деятельности, ушел в бизнес и начал торговать французской косметикой (открыл в Алматы «Французский дом»). А уже через несколько лет из продавца парфюмерии он превратился в нефтяного олигарха, став крупным акционером АО «Мангистаумунайгаз».
В качестве владельца Павлодарского нефтехимического завода предприниматель начал заниматься диверсификацией бизнеса и расширять свое присутствие в Павлодарской области. Здесь можно отметить «торговую» дочку АО «Мангистаумунайгаз» — компанию «Гелиос», торгующую произведенным на ПНХЗ бензином. В считаные годы «Гелиос» обзавелся развитой сетью АЗС по всей стране. Кстати, после ухода Сарсенова из нефтянки и продажи ММГ и ПНХЗ контроль над ТОО «Гелиос» он сохранил.
Также Сарсенов занялся металлургией. На базе литейных цехов бывшего Павлодарского тракторного завода (в конце 90‑х годов этот завод обанкротился и закрылся) появились металлургические заводы ТОО «Кастинг» и KSP Steel. Предприятия перерабатывают лом черных и цветных металлов, производят арматуру, стальные заготовки, мелющие шары, бесшовные трубы и прочую продукцию. Их ключевым собственником (через зарегистрированную в Гонконге компанию Asia Pasific Investments Limited, а также прописанную в Нидерландах компанию Beleggingsmaatschappij Jonga B.V.) является Рашит Темирбулатович Сарсенов.
Что касается состояния олигарха, то оно за восемь лет сильно сократилось.
В 2019 году казахстанский «Форбс» оценивал его в 780 миллионов долларов США. А когда-то оно было почти 2 миллиарда долларов.
В 2009 году после долгих переговоров Рашит Сарсенов продал свои акции «Мангистамунайгаз» и Павлодарский нефтехимический завод национальной компании «Казмунайгаз».
Цена сделки составила 2,5 миллиарда долларов США.
Один только завод в Павлодаре был выкуплен национальной компанией за 1,2 миллиарда долларов. И в 2012 году, когда казахстанский «Форбс» опубликовал свой первый рейтинг отечественных богачей, он стоял в нем на одном из первых мест с состоянием в 1,8 миллиарда долларов.
По каким причинам Сарсенов обеднел на целый миллиард долларов, неизвестно, но примечательно, что через год после продажи им акций нефтяной компании и ПНХЗ его сестра Софья Темирбулатовна Сарсенова приобрела сильно проблемный и скандальный «Нурбанк», принадлежавший семье старшей дочери первого президента РК Дариги Назарбаевой.
Убытки этого финансового учреждения еще несколько лет многократно превышали его доходы. Что неудивительно: в недавней истории с лондонскими домами семьи старшей дочери Назарбаева, которые в начале года были арестованы как «богатство необъяснимого происхождения», в ходе последовавшего судебного разбирательства мелькал именно «Нурбанк».
Дорогая недвижимость в столице Соединенного королевства приобреталась в том числе и за счет невозвратных кредитов этого банка.
Сколько всего прежними владельцами было выведено средств из принадлежавшего им финансового учреждения, можно лишь догадываться. Но факт остается фактом – после смены собственника «Нурбанк» за несколько лет выправил свое финансовое положение.
Правда, семья Сарсеновых при этом существенно обеднела. Состояние Софьи Сарсеновой в мае 2012 года казахстанский «Форбс» оценивал в 660 миллионов долларов США, а в мае 2015 года — уже в 193 миллионов долларов. После она вообще перестала упоминаться в рейтингах издания. Ее брат, как уже отмечалось выше, в мае 2012 года имел состояние в 1,8 млрд долларов, а в 2019 – 780 миллионов долларов.
Активы сына Нуртая Абыкаева
Что касается судьбы Павлодарского тракторного завода, то формально он существует. Бывший гигант сельхозмашиностроения сегодня принадлежит ТОО «Казахстантрактор».
Предприятие ничего не производит и основными видами его деятельности являются: 1) торговля ломом черных и цветных металлов (то есть тупо пилят старое заводское оборудование и продают на переплавку тому же ТОО «Кастинг» и ТОО «KSP Steel»), а также 2) складирование и хранение промышленных отходов. У завода с прежних времен остался свой полигон, на который за плату принимают отходы павлодарских предприятий.
Такая вот обидная метаморфоза – производственное объединение, выпустившее несколько сотен тысяч единиц сельхозтехники, превратилось в свалку промышленных отходов и источник металлолома.
Активы сына Данияла Ахметова
Единственным крупным павлодарским предпринимателем, попавшим в список казахстанского «Форбса», можно назвать Талгата Ахметова, сына бывшего премьер-министра, а ныне акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова. В середине 90‑х и начале 2000‑х годов Даниал Кенжетаевич дважды возглавлял Павлодарскую область, после чего вырос до главы кабинета министров.
Есть мнение, что благодаря именно этому обстоятельству, а вовсе не предпринимательскому таланту, сын чиновника в необычайно молодом возрасте (он 1985 года рождения) оказался собственником многочисленных павлодарских предприятий.
Судя по имеющимся выпискам о регистрации юридических лиц, Талгат Ахметов является учредителем товариществ с ограниченной ответственностью «Павлодарсоль», «Павлодарский хлебобулочный комбинат», «Павлодарсода», «Глория-фарм» (крупнейшая в регионе сеть оптовой и розничной торговли фармпрепаратами), «Гостиничный комплекс «Иртыш», KAZ. InterGroup PV (строительство жилых и нежилых зданий, инженерно-техническое проектирование, производство стройматериалов). Также он акционер АО «Казэнергокабель».
Скорее всего, это далеко не полный перечень предприятий с участием Талгата Ахметова, чье состояние казахстанский «Форбс» весной 2017 года оценил в 145 миллионов долларов США.
Он стал самым молодым участником топ-50 самых успешных бизнесменов страны.
Активы Тимура Кулибаева
В Павлодарской области есть свои предприятия и у зятя первого президента – Тимура Кулибаева.
Богатейший казахстанский олигарх с состоянием в 3,1 миллиарда долларов США через принадлежащие ему финансовые холдинги ТОО «Кипрос» и АО «Joint Resources» владеет угледобывающим предприятием АО «Майкубен-вест», которое ведет добычу бурого угля в Баянаульском районе Павлодарской области, а также заводом по производству прокаленного нефтяного кокса – ТОО «УПНК-ПВ».
Оба эти предприятия интересны не финансовыми показателями, а списком аффилированных с владельцем юридических и физических лиц.
Мы видим в этом списке знакомые каждому имена.
Помимо Кулибаевых Тимура Аскаровича и Динары Нурсултановны, в нем есть Конакай Сару Алпыскызы (девичья фамилия жены первого президента), Назарбаева Нурсултана Абишевича, Назарбаеву Даригу и Назарбаеву Алию.
Иными словами, с каждой тонны майкубенского угля, с каждой партии прокаленого кокса (продукта вторичной переработки нефти) главная в Казахстане семья свою прибыль имеет.
Источник: http://klepto.asia/