Таким способом Администрация президента фактически предопределила результаты «всенародного волеизъявления» 15 января 2012 года — «Нур Отан» обречен на победу. Что касается того, кто займет второе, третье и так далее места, это уже не суть важно, — при любом раскладе Мажилис будет снова полностью управляемым из Акорды.
Бойкот, но не в этот раз
Понятно, что подобный расклад видят многие, отсюда и заявления о том, что наилучшей тактикой для демократической оппозиции был бы бойкот, тем более что год назад, когда Нурсултан Назарбаев с двух попыток продлил свои президентские полномочия еще на пять лет, эта линия себя вполне оправдала.
Но у этой позиции при всей ее разумности и обоснованности есть слабое место: чем больше протестного электората не придет в этот раз на избирательные участки, тем легче Акорде получить нужный ей результат голосования — легитимность нового парламента в глазах западных демократий.
Если принципиальные диссиденты, политологи, журналисты могут себе позволить игнорировать и Акорду, и внутриполитический процесс как таковой, потому что занимают позицию сторонних наблюдателей над полем битвы, яростно критикуя и Назарбаева, и его оппонентов, то политики и общественные деятели по определению не могут себе позволить быть таковыми.
Тем более если это политики демократической ориентации, фактически уже этим выдвинутые на передовую внутриполитического противостояния. Соответственно, они должны использовать каждый шанс, каждую возможность, чтобы вклиниваться во внутриполитический процесс, прямо делая подножку Акорде, сбивая своими маневрами ее движение, формируя общественное мнение внутри страны и за рубежом таким образом, чтобы казахстанские власти невольно были вынуждены корректировать свои намерения и действия.
Понятно, что эта работа не очень видна прессе и гражданскому обществу, более того, на первый взгляд, малоэффективна и не слишком позитивна. Но именно благодаря ей Казахстан
Тем более процесс развивается в направлении, которое более выгодно демократическим силам, чем елбасы: на политическом пространстве появляются новые силы, например исламисты, в том числе радикальные, растут и ширятся протестные настроения, а значит, число оппонентов Назарбаева и его потенциальных преемников растет и им есть против кого дружить.
Другими словами, демократические силы просто обязаны участвовать в досрочных выборах Мажилиса и маслихатов, другой вопрос — с какой целью. Конечно, лидеры ОСДП на своем съезде вполне могут замахиваться на 30% депутатских мандатов — как говорится, богатырский замах сам по себе дорогого стоит. Хотя все понимают, что главное — не как проголосовали избиратели, а как их голоса посчитали.
Возможно, главным для ОСДП в эту электоральную кампанию будет заполучить в ряды демократической оппозиции максимум протестного электората, который затем даст из своих рядов и новых лидеров, и новых активистов, и, возможно, даже новые идеи. Все это пригодится, когда встанет вопрос о том, каким будет Казахстан после Назарбаева и сможет ли его преемник продолжать царствовать в стране
Что касается Компартии и «Алги», то их задача заключается не только в поддержке ОСДП, но и во внесении раздрая в ряды проназарбаевских партий, а также сильном нервировании Акорды. Половину последней подзадачи они уже выполнили, правда, при активном содействии властей — своим вынужденным неучастием в парламентских выборах они уже обесценили новый Мажилис. Если теперь им удастся зафиксировать массовые нарушения в ходе избирательной кампании и в день голосования, можно будет считать, что блицкриг администрации главы государства провалился.
Что есть «Руханият»?
Однако, похоже, не только ОСДП, усиленная поддержкой КПК и «Алги», может стать головной болью Акорды. Роль своеобразного «троянского коня» может сыграть «Руханият» Серикжана Мамбеталина. Этот молодой по казахстанским меркам политик давно вызывает подозрения и у оппозиции, и у правоверных назарбаевцев. Почему? Давайте поразмышляем.
С одной стороны, сам факт того, что человек, благополучно проживавший в Лондоне и зарабатывавший на жизнь торговлей нефтью, вдруг решил вернуться в Казахстан и заняться такой малодоходной деятельностью, как внутренняя политика, вызывает недоумение.
Это недоумение еще больше усиливается, когда вспоминаешь, как Акорда тщательно контролирует политические партии, не допуская на политическое пространство страны любую неуправляемую ею организацию. Это значит, что передача «Руханията» от Алтыншаш Джагановой новому лидеру или владельцу была как минимум санкционирована Администрацией президента, как максимум — ею инициирована.
Мы, конечно, допускаем, что Серикжан Мамбеталин смог
Недоумение переходит в подозрение, когда вспоминаешь, что именно Акорда устами Ермухамета Ертысбаева рекомендовала Мамбеталину привлечь в партийный список «Руханията» на предстоящих досрочных парламентских выборах Мухтара Шаханова и Уалихана Кайсарова. И тот это сделал, одномоментно превратив свою партию в главного конкурента ОСДП за голоса протестного электората. Кстати, об этом же говорит и риторика самого Серикжана на
Зачем, спросите, Акорде «троянский конь»? На этот вопрос легко ответить.
Риски для Астаны
Но мы хотели бы обратить внимание наших читателей совсем не на это предположение. По большому счету даже не важно, кто стоит сегодня за «Руханиятом». Проблема Нурсултана Назарбаева заключается в том, что при всей послушности его окружения оно мало того что разнородно и постоянно воюет между собой, оно еще и состоит из людей, а значит, ничто человеческое им не чуждо.
Это означает, что, как только ослабнет контроль или произойдет значимое ослабление вертикали власти, а это уже происходит, люди начнут выходить
В результате «Руханият» может стать политическим крылом националистов и исламистов, пусть не радикальных, а конструктивных, и сам факт организационного оформления этой части политического спектра страны — это если не прорыв, то точно новая головная боль для Акорды. Потому что идеи, как правило, оказываются сильнее организации.
Понимают ли это в Администрации президента РК? Возможно. Но текущая задача — остановить ОСДП и отвлечь от демократических сил протестный электорат — заставляет Акорду рисковать. Возможно, они надеются на то, что после выборов смогут заставить Серикжана Мамбеталина или выставить Мухтара Шаханова из партии, или изолировать его и его сторонников и превратить в номинальные фигуры?
Еще лет пять назад такие надежды были бы вполне обоснованны. Но не сегодня, когда протестные настроения растут, ширятся и обостряются буквально на глазах. Более того,
И тогда зеленый цвет как неофициальный символ «Руханията» может приобрести совершенно другой смысл. В истории уже были такие прецеденты — достаточно вспомнить, кто и зачем взрастил «Талибан» и Усаму бен Ладена и чем это закончилось для тех, кто придумал и реализовал этот перспективный внешнеполитический проект. Легализация же политического ислама может оказаться тем бревном, который не только сломает хребет авторитарному политическому режиму, но и сметет наследников елбасы на помойку истории и повернет страну в совершенно ином направлении.
ОСДП за справедливость и свободу
У главного оппонента «Руханията» ОСДП есть свои конкретные рецепты улучшения жизни казахстанцев. В программе партии: снижение пенсионного возраста до советского уровня (55 и 60 лет), минимальная зарплата и пенсия не менее 60 тысяч тенге, возвращение в собственность государства стратегических объектов, «которые были почти задарма розданы иностранцам» (электросети, водоканалы и т. д.).
Политический блок программы ОСДП представляет собой развернутую программу политической модернизации страны: переход к
- Программа ОСДП отличается от всех других программ равноценностью социального и политического блоков. Справедливость и свобода — вот ее ключевые ценности, — назвала приоритеты в комментарии «Республике» политолог Марина Сабитова. — По сути, это альтернатива политическому курсу страны.
Что касается тесного сближения Казахстана с Россией в рамках инициативы Евразийского союза, то
- Мы на съезде партии все это сказали: мы против закрытости, мы за открытое взаимовыгодное сотрудничество, но не за кабалу от сильных государств, — расставила акценты председатель семипалатинского ОО «Дом» Майра Абенова. — А в данном случае этот Евразийский союз ведет к полной потере независимости. Отрицательные последствия этого союза уже видны по нашим предпринимателям, по нашим ценам, которые растут прямо на глазах.
Источник: Газета “Голос Республики” №43 (219) от 2 декабря 2011 года
Original post:
Ход «троянским конем»