4 C
Астана
25 апреля, 2024
Image default

Хиджаб не запретим, но гундеть будем

«Горя­чий» блок вопро­сов на он-лайн кон­фе­рен­ции пре­мьер-мини­стра Казах­ста­на Кари­ма Маси­мо­ва, про­шед­шей в про­шлую пят­ни­цу на пор­та­ле «Закон. Kz», касал­ся отно­ше­ния свет­ской вла­сти и религии. 

Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ

Тут, в прин­ци­пе, Маси­мов ниче­го осо­бо­го ново­го не ска­зал (да и ска­зать не мог, пото­му что не пре­мьер у нас в стране опре­де­ля­ет поли­ти­ку), одна­ко ж попы­тал­ся уди­вить всех сво­ей муд­ро­стью, пере­сы­пая ответ фило­соф­ски­ми вопро­са­ми, на кото­рые так и не дал соб­ствен­но­го ответа.

- Что такое ислам? Что такой совре­мен­ный свет­ский ислам? Что такой ислам экс­тре­маль­ный, будем так гово­рить? В сере­дине 80‑х годов я для себя это познал, — с гор­до­стью про­из­нес премьер.

Поль­зо­ва­те­ли пор­та­ла обра­до­ва­лись было, что сей­час им нако­нец-то объ­яс­нят, что такое ислам свет­ский и что такое ислам «экс­тре­маль­ный» (он же, види­мо, ради­каль­ный), но лик­беза так и не после­до­ва­ло, пото­му что пре­мьер спе­шил «выде­лить свою позицию».

- Рели­гия, и в част­но­сти ислам, име­ет пра­во быть, и мы долж­ны с ува­же­ни­ем отно­сить­ся к рели­ги­оз­ной вере любо­го чело­ве­ка. С дру­гой сто­ро­ны, к экс­тре­маль­ным фор­мам, кото­рые ниче­го обще­го не име­ют с реаль­ным веро­ис­по­ве­да­ни­ем, мы долж­ны отно­сить­ся доста­точ­но жест­ко. Ведь пра­ви­тель­ство, госу­дар­ство долж­ны про­во­дить свою соот­вет­ству­ю­щую поли­ти­ку, — про­из­нес Маси­мов дежур­ные, в общем-то, фра­зы.

- У гла­вы госу­дар­ства при­ня­то реше­ние, созда­но спе­ци­аль­ное Агент­ство по делам рели­гии, — доба­вил он даль­ше. —  Сей­час они про­ра­ба­ты­ва­ют свои шаги для того, что­бы, с одной сто­ро­ны, обес­пе­чи­вать пра­во всем веру­ю­щим испо­ве­до­вать свою веру, а с дру­гой  — поста­вить пре­пон, что­бы никто не пере­хо­дил в раз­ные фор­мы экс­тре­миз­ма. К сожа­ле­нию, и в сосед­них с нашей стра­нах, и в нашей стране появ­ля­ют­ся при­зна­ки того, что это­му нуж­но уде­лять осо­бое внимание.

И затем пере­шел «кон­крет­но к хиджабам».

- Этот вопрос очень поли­ти­зи­ру­ет­ся, не толь­ко в Казах­стане, но во мно­гих дру­гих стра­нах мира. Вот я недав­но был с визи­том во Фран­ции, так это вооб­ще там постав­ле­но на самую выс­шую точ­ку. Гла­ва госу­дар­ства Нур­сул­тан Аби­ше­вич Назар­ба­ев выска­зы­вал­ся по вопро­су ноше­ния хиджа­ба. Я хочу свою пози­цию по это­му вопро­су ска­зать, — заро­дил Маси­мов было интри­гу тем, что его пози­ция может хоть чем-то отли­чать­ся от пре­зи­дент­ской, соглас­но кото­рой хиджа­бам ско­рее нет, чем да.

Но тут же эту интри­гу заду­шил в зародыше:

- Во-пер­вых, я счи­таю, что наш пре­зи­дент абсо­лют­но прав, выска­зав свое точ­ку зре­ния: с одной сто­ро­ны, у каза­хов такой дав­ней исто­рии ноше­ния хиджа­бов нет, дру­гие совер­шен­но фор­мы голов­ных убо­ров были, — ска­зал пре­мьер. — Но я счи­таю, что запре­щать ноше­ние хиджа­ба у нас не долж­ны, я счи­таю, что каких-либо мер зако­но­да­тель­ных или нор­ма­тив­ных вво­дить, что­бы это запре­тить, мы не будем. Дру­гой вопрос, что мы долж­ны объ­яс­нять, про­во­дить бесе­ды. В том чис­ле пред­ста­ви­те­ли ответ­ствен­ных за это людей долж­ны очень пра­виль­но объ­яс­нять все, что про­ис­хо­дит. Но насиль­но запре­щать, я счи­таю, неправильно.

Из даль­ней­ше­го отве­та Маси­мо­ва сле­до­ва­ло, что разъ­яс­ни­тель­ной рабо­той с носи­те­ля­ми хиджа­бов будут зани­мать­ся при­мер­но те же самые люди, кото­рые сей­час фор­ми­ру­ют инфор­ма­ци­он­ную поли­ти­ку госу­дар­ства. Как они будут «про­све­щать» — оче­вид­но: вклю­чи­те любой госте­ле­ка­нал или открой­те любую госу­дар­ствен­ную газе­ту, уме­ние обра­щать­ся с тон­ки­ми мате­ри­я­ми там сопо­ста­ви­мо с гра­ци­оз­но­стью сло­на в посуд­ной лавке.

Тут оста­ет­ся толь­ко посо­чув­ство­вать носи­те­лям хиджа­бов и вслед за геро­ем коме­дии «Шир­ли-Мыр­ли» вос­клик­нуть: «Пре­кра­ти­те пыт­ки, сей­час вам не 37‑й

Read the original post:
Хиджаб не запре­тим, но гун­деть будем

архивные статьи по теме

Уральский акын критикует Акорду

Две параллельных реальности: поминание и праздник

Причина трагедии в темном прошлом “Арканкергена”?