Казахстанцы, похоже, больше не питают иллюзий относительно справедливости западного правосудия. Это показал опрос представителей гражданского общества на тему возможной экстрадиции Мухтара Аблязова в Украину или Россию. Большинство склоняется к тому, что Франция его выдаст. Оптимистов буквально единицы.
Вопрос звучал так: «Как вы думаете, с учетом геополитической ситуации в мире и наступлении на права человека, которое наблюдаются не только в бывших странах СНГ, но и на Западе, Франция выдаст политического диссидента Мухтара Аблязова России или Украине?»
Такая постановка вопроса отнюдь не случайна. Вспомните, как французский прокурор 12 декабря в ходе судебного заседании в апелляционном суде городка Экс-ан-Провансне только рекомендовала суду выдать Аблязова Украине, но еще и заявила, что он подкупил известные международные правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch. Объективной эту позицию назвать сложно.
Напомним, что суд должен вынести решение после Нового года — на судебном заседании была названа дата 9 января. А пока вот что думают по этому поводу соотечественники Аблязова.
Игорь Колов, гражданский активист:
- На мой взгляд, руководство Франции заинтересованно в экстрадиции Мухтара Аблязова в Украину, Россию, Казахстан. С этими странами у Франции тесные экономические связи, которые она не хотела бы портить из-за Аблязова. Достаточно сказать, что сегодня Франция находится на 4‑м месте по инвестициям в Россию среди всех иностранных инвесторов после США, Англии и Германии и занимает 12‑е место в рейтинге крупнейших партнеров Казахстана.
Но в Россию и Казахстан Франция не может экстрадировать Аблязова в силу устоявшейся репутации этих стран как не демократичных, не соблюдающих права человека и не гарантирующих его свободы. А вот Украина на фоне РФ и РК выглядит более прилично, и у Франции с Украиной имеется соответствующий договор об экстрадиции.
Для меня очевидно желание французов избавиться от Аблязова, выдав его украинским властям. Об этом свидетельствуют и его задержание, и арест, и содержание под стражей без ордера. Это и позиция прокурора, требующего у суда экстрадиции Аблязова, и много других фактов, включая отказы работников посольства и генконсульства Франции в РК встречаться с гражданскими активистами Казахстана и принимать от них петиции против экстрадиции Аблязова.
То есть, к сожалению, сегодня мы наблюдаем применение двойных стандартов в вопросах, касающихся прав человека, европейскими государствами. Экономические интересы ставятся выше их.
Андрей Гришин, правозащитник:
- Опасения, конечно же, есть. И видно, что более склонны к компромиссу с разного рода режимами лидеры южно-европейских стран, где играет роль не только экономические интересы, но и банальная коррупция или личные связи с одиозными политиками Азии и Африки. На мой взгляд, какие-то принципиальные позиции сохраняют пока некоторые страны Северной Европы, в то время как остальная Европа становится все более меркантильной.
Амиржан Косанов, независимый политик:
- Мне кажется, что гражданин Казахстана Мухтар Аблязов стал разменной монетой и во внешнеполитической и во внутриэкономической и политической жизни страны. Сначала Акорда проверила на лояльность всех, с кем в той или иной мере общался Аблязов, у которого, как у «младтюрка» середины 90‑х, члена правительства, руководителя крупнейшего казахстанского банка и одного из лидеров демократического оппозиционного движения ДВК в стране было немало соратников. Однако многие, к сожалению, не прошли тест на порядочность. Кто-то промолчал, а кто-то, возможно, и кинул.
Теперь пришла очередь проверки на лояльность к Акорде и некоторых официальных лиц СНГ и Запада. Если учесть наличие продажных (в том числе и бывших) чиновников (ангелов нет и там) и необходимых ресурсов (финансовых, материальных, инвестиционных и т.д.) в руках Акорды, то можно догадаться, какие нешуточные страсти ныне разгорелись в этих странах.
По опыту РНПК знаю, какие мощные лоббистские группы могут проводить проакординскую политику в высоких кабинетах правительств западных стран, какие средства тратятся на это Акордой…
Мне кажется, процесс неумолимо движется к тому, что Мухтара выдадут. И посему повторю ранее сказанное: ему надо решиться на более эффективное сотрудничество с судами стран Европы. Иного шанса на справедливое решение дела Аблязова я не вижу.
Сергей Расов, журналист:
- Трудно прогнозировать, не зная всех нюансов рассматриваемого дела, а черпая информацию исключительно из прессы. Понятно, что во многом исход дела об экстрадиции Мухтара Аблязова в Россию или Украину будет связан с конкретной политической обстановкой и тем давлением, которое будет испытывать суд.
Для президента Назарбаева получить Мухтара Аблязова — это лучший новогодний подарок, а еще лучше, если наручники защелкнуться на запястьях сразу двух недругов — Аблязова и Алиева. Но Рахата Алиева пока никак не удается упрятать за решетку…
На мой взгляд, шансы Мухтара Аблязова остаться во Франции, пусть и под следствием, предпочтительнее, нежели выдача. Связано это с тем, что, к большому сожалению, судебная власть и в России, и в Украине крайне зависима от исполнительной власти. Не думаю, что этого не понимают во Франции…
Алия Турусбекова, супруга политика Владимира Козлова:
- Мне кажется, что есть большая вероятность того, что его выдадут Украине. Мы же видим, что суды в европейских странах принимают такие решения, о выдаче Павлова, например. Как и везде, Казахстан может купить необходимое решение. Нанять и для Украины, и для России хороших юристов, чтобы они требовали выдачи.
Амангельды Шорманбаев, юрист, правозащитник:
- Думаю, что примут решение половинчатое. Выдадут Украине. Но есть еще возможность обжаловать это решение в Европейском суде по правам человека. Франция сделает все, чтобы скинуть с себя это дело — пусть другие разбираются. В Европе сейчас кризис, и жертвовать экономическими интересами они не будут.