В минувший четверг, 5 декабря, около пяти часов вечера в офис «Ракурса», выпускающего материалы для каналов А24 и 1612, наведались сотрудники финансовой полиции. По словам директора центра Георгия Архангельского, в результате обыска было изъято порядка 10 ноутбуков, 15 жестких дисков, 4 системных блока, большой блок, в котором хранился весь архив передач, а также различная документация.
- В офис ворвалось 20—25 человек. На просьбу предоставить документы и ответить, на каком основании проводится обыск, нам ответили отказом. Попросили показать санкцию прокурора на обыск, сказали, что она есть, но не показали, — рассказал Георгий Архангельский на брифинге по поводу произошедшего. ‑Мне сказали, что бывший сотрудник компании, журналист казахской редакции Азамат Есберген написал заявление о том, что и «Панорама», и «Ракурс» работают на деньги Мухтара Аблязова. Тут трудно сообразить, как журналист мог знать, на чьи деньги работает та или иная структура, потому что это прерогатива только директора и бухгалтера. Человек, получающий зарплату, знать не мог, откуда поступают деньги.
Георгий Архангельский отметил, что финансирование компаний происходит весьма прозрачно. «Панорама» и «Ракурс» зарегистрированы 13 мая 2013 года. Оплата за работу и услуги проводилась через банковские счета в российских рублях и долларах США от компании, в составе учредителей которой есть в том числе и газета «Московская правда».
- На каком основании можно утверждать, что это деньги Аблязова, не знаю. Когда я задал вопрос одному из присутствовавших — Байбосинову, есть ли информация, что к той компании причастны деньги Аблязова, он ухмыльнулся и сказал: еще успеем узнать, — сказал Георгий Архангельский.
По его словам, обыск начался с его кабинета. Г‑н Архангельский отметил повышенное внимание финполовцев именно к его компьютеру. Остальную технику, по словам Архангельского, изучали лишь визуально. Тем сотрудникам, кто доказал, что это личный компьютер, его возвращали.
- Мой компьютер проверяли так: все, что было на экране, записывали на видеокамеру. Что меня поразило, буквально пять кликов мышкой на рабочем столе — и был открыт какой-то файл, на котором была табличка маленькая, в которой фамилии известных людей и циферки стоят. Когда он (Байбосинов — авт.) меня спросил, что это, я был в недоумении — а я откуда знаю? Но та легкость, с которой они нашли этот файл, вызывает очень большие сомнения, не подброшена ли эта информация заранее, — заявил г‑н Архангельский. — На мой вопрос, что это за файл, мне сказали — это денежки указаны. Компьютер завернули и унесли. Позже, анализируя события, стала ясна цель — найти и зафиксировать этот файл. Важно было найти решающую информацию, поскольку там были известные фамилии.
По словам Геория Архангельского, в файле были указаны Игорь Винявский, Розлана Таукина, Ермурат Бапи, где-то пять или шесть фамилий. Остальные он не запомнил.
Архангельский пояснил, почему он уверен, что файл был подброшен. По его словам, за полторы-две недели до обыска вышли из строя четыре компьютера. Причем компьютеры именно видеоинженеров и один архивный.
- Заключение экспертизы сервис-центра однозначное — в эти компьютеры в разъем USB было подано напряжение. Потому что, когда раскрыли компьютеры, некоторые платы были разорваны. В эти же дни мой ноутбук был заражен и находился в открытом доступе у сисадмина. Я подозреваю, что это в один день было сделано. В наш офис было проникновение, вывели из строя компьютеры, а в мой подбросили файл, — говорит г‑н Архангельский.
Он связывает происходящее с предстоящим 16 декабря, когда граждане обязательно захотят выйти на митинги и провести другие мероприятия в связи с двухлетней годовщиной трагедии в Жанаозене. По мнению Архангельского, к этой дате и была команда парализовать деятельность центра, чтобы «лишить возможности доносить до людей правду».
Президент международного фонда по защите свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева произошедшее никак не связывает с годовщиной событий в Жанаозене и считает, что обыск — звено одной цепи преследования независимых СМИ.
- Под судом «Правдивая газета» по ничтожным до смешного претензиям. Приостановлена «Правда Казахстана» по недостойным основаниям. Мы знаем, сколько было подобных проверок с непонятной целью в отношении «R‑студии», — сказала г‑жа Калеева. — Главный принцип Генеральной ассамблеи ООН гласит, что свобода слова является критерием всех основных свобод. У нас чиновники, начиная с самого низового звена, об этом забыли. Все наши международные обязательства они воспринимают как пустые парадные слова. Все, что происходит, это неконституционно, но я не обладаю излишним оптимизмом, чтобы сказать: боритесь и доказывайте свою правоту.
Юрист-консультант ПЦ «Ракурс» Ганна Красильникова дала правовую оценку действиям сотрудников финансовой полиции. Она сама присутствовала при обыске.
- Во-первых, были нарушения процессуальных норм. Санкцию прокурора на обыск не предъявили. С какой целью происходит обыск, не пояснили. При изъятии не была проведена опись. На сегодняшний день никто из сотрудников не вызван, чтобы провести опись. Потом невозможно будет установить, какие документы на самом деле были изъяты. Эти действия в итоге парализовали финансовую деятельность продюсерского центра. Будет ли дальше существовать СМИ, неизвестно. Скорее всего, нет, — считает Ганна Красильникова. — Помимо нарушения процессуальных норм со стороны финансовых полицейских как госслужащих были нарушения и этического кодекса государственного служащего. Они вели себя по-хамски. Насильно удерживали журналистов, тогда как на то не было оснований. Не хотели выпускать меня, заявив, что я сама зашла.
Помимо всего прочего не был составлен протокол. Сотрудники финпола просто вели видеосъемку.
- Сказали, что на основании этой съемки составят протокол. Но они же могут смонтировать! Нашему оператору не дали снимать, чуть руку не сломали. Мы не сможем даже доказать, сколько чего было изъято! — возмущен Георгий Архангельский.
В понедельник он намерен взять инициативу в свои руки и пойти в департамент финпола, с тем чтобы разобраться в ситуации.