О том, что в ближайшие годы нас ожидают непростые времена, известно всем. Главная причина в снижении стоимости нефти, на которой и держится экономика Казахстана. Однако, несмотря на кризис, правительство и Национальный банк в своем совместном заявлении заверили, что государственная поддержка стратегических отраслей и МСБ не будет остановлена.
Еще в 2013 году для оказания финансовой поддержки приоритетным отраслям экономики, малому и среднему бизнесу, развитию инноваций и стимулированию экспорта был создан национальный управляющий холдинг «Байтерек», объединивший целый ряд институтов развития (пост опубликован на Kazbei.org).
Недавно холдингу Национальным фондом выделены 100 миллиардов тенге, из которых половина через Банк развития Казахстана будет направлена на кредитование крупного предпринимательства и через фонд «Даму» на финансирование малого и среднего бизнеса.
На первый взгляд, все делается в правильном направлении. Однако, по мнению некоторых отечественных экспертов, ситуация в банковской сфере далека от радужных картин. Субсидирование процентной ставки по-прежнему работает на рост потребительского кредитования, что усугубляет качество кредитного портфеля финансовых институтов. На простом и доступном языке это означает, что народ по-прежнему больше берет деньги в кредит на покупку товаров потребления, а не на развитие собственного бизнеса. В итоге получается, что все это способствует затягиванию населения в кредитную зависимость.
Экономические показатели в регионах тоже ухудшились. Некогда промышленные центры, такие как Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Костанай, Актобе и Уральск, потеряли статус доноров бюджета. Это дает основание предполагать, что не то что с диверсификацией, а вообще с поддержкой промышленности дела идут, мягко говоря, не очень хорошо.
В рамках программы «Доступное жилье — 2020» АО «Казахстанская ипотечная компания» в 2014 году было выделено 14,2 миллиарда тенге для финансирования строительства жилья. Заключены договоры с застройщиками. Хорошее дело, и тоже вроде не должно быть вопросов.
Но вопросы появились у депутатов. Депутатская фракция партии «Ак жол» в своем запросе от 14 мая 2014 года прямо заявила: «В реальности государство ничего не строит, а лишь выкупает квартиры у частных компаний либо заказывает им же строительство социального жилья через такие организации, как «Жилстройсбербанк» и АО «Казахстанская ипотечная компания» (КИК). Там же написано, что эти компании занимаются тем, что лишь перепродают жилье частных компаний. В заключении сделан вывод: «Вместо решения жилищного вопроса госорганы породили еще одного посредника за государственный счет, реальная польза от которого крайне сомнительна, как и вся деятельность структур с государственным участием в этой отрасли». Этот запрос можно найти на сайте парламента.
Отдельного внимания заслуживаетто, что АО «Жилстройсбербанк Казахстана» и Казахстанская ипотечная компания решают вопрос арендного жилья для нуждающихся, и особенно для молодых семей, по той же программе «Доступное жилье — 2020». Вроде тоже все понятно, арендуешь определенное время жилье у государства и потом выкупаешь. Нюанс в том, что при аренде не обладаешь правом собственности. На практике арендаторы, чувствуя вовлеченность государства, с надеждой на приобретение будут годами платить арендную плату. А если основной «добытчик» лишится источников дохода, что в нынешних условиях вполне вероятно, то они не смогут вовремя оплачивать аренду, и вполне логично, что хозяин-арендодатель потребует освобождения занимаемой жилплощади. В обычной жизни такое наблюдается повсеместно. А ведь эта проблема будет посложнее, чем проблемы ипотечников, поскольку в лице этих финансовых институтов участником конфликта уже задействовано государство. Возникают резонные вопросы: справедлива ли такая схема кредитования, до конца ли продумали все риски и чем закончится этот эксперимент на своих гражданах?.. И вообще, почему эти две структуры не работают в селе, где и стоимость жилья для населения пониже, и молодежь можно было привлечь?
В заключение обратимся к годовому отчету холдинга «Байтерек», где написано: «Проделана значительная работа по привлечению дополнительного объема заимствования для кредитования экономики, а именно:
осуществлен дополнительный выпуск 10-летних еврооблигаций на сумму 425 млн долларов с купонной ставкой 4,125 %;
осуществлено освоение заемных средств на сумму 217 млн долларов США в рамках займа Экспортно-импортного банка Китая».
Трудно понять логику руководства НУХ «Байтерек». Зачем нужны были такие заимствования за рубежом, если и так было понятно, что деньги из Нацфонда дадут, и без всяких особых условий. Зачем такая большая сумма в иностранной в валюте? На какие программы и кто конкретно этот заем обосновывал? Любой простой гражданин, далекий от экономики, знает, что если берешь кредит в долларах, то и должен отдавать в этой же валюте. С учетом курса и всяких возможных изменений придется отдавать больше. Не означает ли это, что процент возврата будет возложен на плечи своих сограждан бизнесменов, которых надо всячески поддерживать…
Еще один момент, касающийся казначейства. Для проведения платежей, привлечения и размещения денежных средств по собственным или клиентским операциям выбран иностранный «Ситибанк». По крайней мере, как-то непатриотично выглядит этот выбор для холдинга, 100-процентным акционером которого является правительство Казахстана.
Надо сказать, что складывается ощущение, что наши таксисты, с кем приходится часто общаться почти каждому, лучше разбираются в вопросах экономики и финансов, чем топ-менеджеры НУХ «Байтерек» и его дочерних институтов развития. Большинство этих таксистов ездит на машинах, купленных в кредит, и живут в арендных квартирах. Они исходя из своего жизненного опыта могут много рассказать полезного про кредиты и про аренду жилья.
Может быть, стоит некоторым топ-менеджерам с зарубежными дипломами один день покататься по городу и пообщаться с представителями народа…
Глядишь, и дела пойдут, и разных вопросов не будет…