В уголовном суде Павлодара 2 апреля стартовал процесс над бывшим владельцем Качирского хлебоприемного пункта, на складах которого разворовали и сгноили крестьянского зерна на десятки миллионов тенге. Уголовное дело было возбуждено по заявлению фермеров, однако они грядущий суд уже считают несправедливым, ведь их так и не признали потерпевшими.
Автор: Александр БАРАНОВ
Следствие, по мнению фермеров, умышленно уведено в сторону, чтобы не ломать уже завершенного антикоррупционного дела, по которому еще в 2010 году был осужден председатель Комитета госинспекции Министерства сельского хозяйства. Если суд не вернет дело на дополнительное расследование, то аграрии обещают устроить пикетирование здания суда.
Убытки фермеров не в счет
В понедельник 2 апреля в суде № 2 города Павлодара начался процесс над бывшим владельцем имущественного комплекса Качирского ХПП Канатом Шайкеновым. Пострадавшие от его действий главы четырнадцати крестьянских хозяйств Качирского и Железинского районов Павлодарской области ждали этого момента почти два года. Именно благодаря их настойчивости, неустанным жалобам в Генпрокуратуру, Агентство по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, администрацию президента, обращениям к мажилисменам и сенаторам, дело по факту хищения и порчи принадлежавшего им зерна дошло до суда.
За два года они дали множество пресс-конференций и интервью, перевели кучу бумаги на официальную переписку, по нескольку раз обошли все мыслимые и немыслимые приемные. Вместо того чтобы заниматься сельским хозяйством, фермеры месяцами жили в столице. Однако они снова остались ни с чем — в обвинительном заключении, переданном следователями ДВД Павлодарской области в суд, о них не упоминается. Потерпевшими признаны только АО «НК «Продкорпорация» и ТОО «Зерновой интервенционный пул» (нацкомпания является одним из его учредителей), которым Шайкенов причинил ущерб на 112 млн тенге. В то же время 132 млн тенге фермерских убытков, установленных судом еще в конце 2010 года, продолжают висеть в воздухе.
На прошлой неделе инициативная группа фермеров встретилась с журналистами и пожаловалась на необъективность проведенного следствия и односторонность предстоящего суда. Сельчане в очередной раз указали на преступную безответственность многочисленных госструктур, ответственных за функционирование государственного стабфонда, в который каждый год принуждают крестьян сдавать зерно по фиксированным ценам.
Отмечали странные зигзаги первого следствия по делу о ХПП, которое началось с заявлений фермеров, но о них очень быстро забыли следователи, предпочтя более выигрышную коррупционную версию, подброшенную владельцем элеватора. И конечно же, говорили о наплевательском отношении правоохранительных органов и высоких чиновников к рядовым фермерам, которых в буквальном смысле принесли в жертву антикоррупционной кампании.
Тонкости контроля и учета
Запутанная история с пропажей зерна на Качирском ХПП началась осенью 2009 года, когда проверяющие АО «НК «Продкорпорация» и областной сельхозинспекции обнаружили на его складах недостачу государственного зерна. Из 7 тысяч тонн на месте обнаружили чуть больше 2 тысяч. Недостача составила 4718 тонн. По требованию госкомпании Комитет госинспекции в АПК Министерства сельского хозяйства ввел на ХПП временное управление, которое через три недели отчиталось о восстановлении нужного объема зерна. Но позже выяснилось, что недостачу покрыли за счет зерна фермеров, которые в это же время свозили свой урожай на ХПП, получив за это вместо зерновых расписок товарно-транспортные накладные. Владелец ХПП Канат Шайкенов обещал их позже заменить на расписки, но не сделал этого, и впоследствии это дало формальные основания заявить, что фермерского хлеба на складах не было.
Безответственные действия первой временной комиссии стали причиной последующей неразберихи с зерновым балансом. Дело в том, что она оприходовала так называемое восстановленное зерно «Продкорпорации» без правоустанавливающих документов на него. Кроме того, временная комиссия выявила грубейшие нарушения законов «О зерне» и «О лицензировании» — имущественный комплекс ХПП принадлежал с 2004 года ТОО «Агро-trade», учредителем которого являлся Канат Шайкенов. А вот лицензия почему-то оставалась у ТОО «Качирское ХПП», которое и заключало ежегодно договоры на хранение зерна с крестьянами и «Продкорпорацией», не имея на это юридического права. Однако временная комиссия не известила об этом ни правоохранительные органы, ни фермеров, которые в сентябре-октябре завезли на склады ХПП 13 тысяч тонн зерна.
В ноябре «Продкорпорация» попыталась вывезти «восстановленное» зерно на другой элеватор, имеющий лицензию, и даже ввела на ХПП второе временное управление, но ее действия были пресечены прокуратурой Качирского района, которая указала на то, что имущественный комплекс принадлежит посторонней фирме, которая никаких обязательств перед зерносдатчиками не имеет. Поняв, что обман скоро вскроется, владелец ХПП Канат Шайкенов и директор ТОО «КХПП» Валерий Седак закрыли доступ к зерну его владельцам. И только 1 марта 2010 года, когда встревоженные фермеры пригрозили тогдашнему замакима области Тулегену Закарьянову митингом, он связался с председателем КГИ Минсельхоза Сериком Сулейменовым и было введено третье временное управление. Но зерна на складах уже не было — из сданных 13 тысяч тонн крестьяне получили назад только 5 тысяч сгнившего зерна. «Продкорпорация» же, которая буквально накануне умудрилась продать свои «воздушные» 7 тысяч тонн ТОО «Зерновой интервенционный пул», не получила вообще ничего.
Естественно, начались жалобы и заявления в финансовую полицию. Но владелец ХПП Канат Шайкенов в ответ обратился на блог председателя АБЭКП
Не вписались в картинку
Потерпевшей стороной на суде фигурировало ТОО «КХПП» и его представитель Канат Шайкенов. Бизнесмен уверял, что крестьянского хлеба на его ХПП не было, что из-за введения временных управлений он не смог организовать сохранность зерна «Продкорпорации» и в итоге третья комиссия выдала его посторонним людям, в результате чего он понес ущерб. То, что ущерб сначала должны предъявить по суду «Продкорпорация» и ТОО «ЗИП» к ТОО «КХПП», почему-то во внимание не приняли.
Зато павлодарские фермеры осенью 2010 года подали гражданский иск к ТОО «КХПП», и Специализированный межрайонный экономический суд Павлодарской области его полностью удовлетворил, признав крестьян владельцами зерна и постановив возместить ущерб в размере 132 млн тенге.
Основываясь на вступившем в силу решении суда, крестьяне обратились в Генпрокуратуру, потребовав ее вмешательства. Та поручила ДВД Павлодарской области провести доследственную проверку, по итогам которой в мае 2011 года в отношении Каната Шайкенова, директора ТОО «КХПП» Валерия Седака и его помощника Жастлека Мукенова было возбуждено уголовное дело по нескольким статьям (мошенничество, хищения в крупном размере по предварительному сговору и подделка документов). И вот теперь обвинительное заключение передано в суд № 2 города Павлодара, но.… крестьяне не будут в нем участвовать, поскольку они снова не считаются собственниками зерна.
Осенью прошлого года Верховный суд РК отменил решение СМЭС и вернул его на повторное рассмотрение, мотивировав это тем, что в материалах дела фигурировали не оригиналы товарно-транспортных накладных, подтверждающих передачу крестьянами зерна на склады ТОО «КХПП», а копии. Сами же накладные, изъятые весной 2010 года следователями АБЭКП в ходе первого следствия по ХПП, бесследно исчезли. Фермеры уверены, что это не случайно.
- Их у нас забрали финполицейские в качестве вещественных доказательств еще по делу Сулейменова. И это было зафиксировано, есть протокол изъятия, где указаны количество и номера накладных, — рассказал представитель КХ «Жана-Бет» Ермек Абенов. — Последний раз мы видели эти накладные в Астане в кабинете следователя АБЭКП Ертысбаева в мае 2010 года, после чего они пропали и в деле Сулейменова их не было. Сотрудники АБЭКП умышленно скрыли предоставленные накладные, чтобы вывести их за рамки дела по ХПП и свести все к коррупции. То есть налицо фальсификация уголовного дела.
Раз нет фермерских накладных, значит, на ХПП имелось только зерно «Продкорпорации», которое она продала ТОО «ЗИП». И выходит, что третье временное управление выдало крестьянам чужое зерно. То есть финполовцы действовали правильно, отфутболивая целый год сельчан с их жалобами. И вот завершено еще одно уголовное дело, возбужденное по жалобам сельчан в отношении Шайкенова, но четырнадцать крестьянских хозяйств Качирского и Железинского районов с огромными убытками остались за скобками обвинительного заключения.
Потому что они не вписываются в победно завершенное антикоррупционное дело Сулейменова. Его судили за злоупотребление и причинение ущерба ТОО «КХПП», которое не смогло выполнить своих обязательств перед «Продкорпорацией» и ТОО «ЗИП». И если последнее сейчас останется единственной потерпевшей стороной, то его наказание выглядит вполне логичным. И суд над Шайкеновым и его партнерами в подобном контексте мало что меняет. Даже если их признают виновными в мошенничестве, хищении чужого имущества и подлоге, приговорив к реальным срокам заключения. Но как только в деле появятся фермеры, антикоррупционная логика может рухнуть, с чем финполицейские, естественно, соглашаться не хотят.
Раз фермеров нет в числе потерпевших, то начинающийся суд над владельцем ХПП они считают необъективным и потому — несправедливым. Сегодня крестьяне намерены встретиться с председательствующим по делу судьей и просить, чтобы он вернул дело на дополнительное расследование. Они надеются, что во время допрасследования им наконец-то присвоят статус потерпевших. Если суд не прислушается к их просьбе, то фермеры обещают устроить акцию протеста и привезти всех своих работников, которым хозяйства из-за хронических долгов по кредитам не могут платить зарплату.
See the article here:
Фермеры хотят стать потерпевшими