Египетские военные решили продемонстрировать свою приверженность демократическим принципам. В ответ на требования демонстрантов, с минувшей пятницы устраивающих марши протеста на площади Тахрир в Каире, председатель Высшего военного совета Египта фельдмаршал Мохаммед Хуссейн Тантауи объявил, что президентские выборы в стране пройдут в конце июня, и как только новый президент будет избран, военное руководство сложит с себя все политические полномочия и передаст их в руки избранных гражданских властей.
Как сообщают египетские СМИ, к такому решению генералы пришли в результате переговоров с представителями демонстрантов и других политических групп. Кроме того, маршал Тантауи выразил готовность отдать власть уже сейчас — но только в том случае, если подобное решение будет принято на всенародном референдуме. «На пути к демократии отступлений не будет», — пообещал фельдмаршал.
Это заявление не повлияло на решение переходного правительства Египта:
Теоретически — таким образом, можно счесть, что каирские демонстранты (а также их соратники в целом ряде других городов Египта) добились своей цели: военные решили не воевать против собственного народа и уйти с политической сцены. До сих пор Высший военный совет все время откладывал дату президентских выборов, тем самым вызывая недоверие среди «финиковых революционеров» и буквально подталкивая их к новым протестам.
Казалось бы, теперь, после заявления фельдмаршала Тантауи, все встало на свои места: армия продемонстрировала свою приверженность демократическим принципам и единение с народом, а также свою незаинтересованность в установлении правления хунты «на плечах» египетских революционеров. Можно расходиться по домам?
Никак нет — полагают демонстранты. Похоже, объявления об уходе с политической сцены военных, который должен состояться в конце июня, им недостаточно. Они требуют отставки Высшего военного совета, и в первую очередь Мохаммеда Хуссейна Тантауи, уже сейчас. «Мы не уйдем, пока он не уйдет!» — скандируют они на площади.
За минувшие сутки количество манифестантов здесь опять увеличилось, несмотря на выступление фельдмаршала: в данный момент на площади Тахрир, по оценкам наблюдателей, собралось не менее 30 тыс. человек. Кроме того, массовые манифестации и беспорядки распространились и на другие города — в основном, на северную часть Египта.
Одновременно представители 38 организаций, бывших застрельщиками «финиковой революции», в совместной декларации, опубликованной буквально вслед за выступлением Тантауи, призвали своих сторонников провести новый «марш миллионов». Многочисленные демонстранты уже к утру собрались на площади Тахрир, влившись в ряды тех, кто там и ночевал.
Массовых драк с полицией в данный момент не наблюдается, однако на прилегающих улицах, по свидетельству очевидцев, постоянно происходят стычки, причем к гражданским полицейским теперь прибавились и подразделения военной полиции. По отдельным группам демонстрантов одетые в черное сотрудники спецподразделений стреляют слезоточивым газом и резиновыми пулями — в ответ летят камни и «коктейли Молотова». Количество погибших, по официальным данным, возросло до 33 человек, счет раненым перевалил за 3,5 тысячи.
Комментаторы отмечают, что этот протест обладает разительным сходством с
Многие иностранные комментаторы отмечают и еще один интересный факт, придающий нынешним массовым выступлениям разительное сходство с февральской революцией: вновь, как и в первые дни «финиковой революции», исламисты из организации «
Такому мирному поведению есть два объяснения. Часть аналитиков полагает, что исламисты не хотят портить себе весьма неплохие на данный момент шансы на победу на предстоящих парламентских выборах. За что, спрашивается, им бороться, если они, по сути, до сих пор получали основную выгоду от произошедших в Египте перемен? Их деятельность полностью легализована, на них, по крайней мере, официально, больше не охотятся ищейки правительства, а сельское население Египта чуть ли не в полном составе готово проголосовать за них 28 ноября и потом на любых выборах, какие только будут назначены в стране.
Другой вариант объяснения «молчания братьев» — это их привычная тактика: выждать, чем дело кончится, и присоединиться к победившей стороне. В феврале этого года «
Так что, вполне возможно, они и теперь избрали тактику «малой кровью, могучим ударом» и хотят лишь определить, у кого именно в нынешнем противостоянии больше шансов на победу.
Visit link:
Фельдмаршалы уходят, а демонстранты?