Недавно президент Назарбаев выступил с инициативой ввести уголовную ответственность за умышленное провоцирование трудовых конфликтов. «Провокаторами» же, выступая на Инвестиционном форуме в Астане, «лидер нации» назвал тех, кто нарушает спокойствие на промышленных предприятиях и подбивает рабочих на забастовки.
Автор: Арман ДЖАКУБ, Андрей ЦУКАНОВ
Мы решили выяснить, что думают по поводу такого определения президента общественные активисты и лидеры профсоюзов. Многие из них постоянно находятся в гуще событий и имеют свое годами сложившееся мнение об источниках трудовых конфликтов и способах их разрешения.
«Охота на ведьм» до добра не доведет
Берик Жагипаров, главред жезказганской «Молодежной газеты», слова президента о «провокаторах и паразитах» сразу отнес на свой счет. Много лет бывший шахтер освещает проблемы работников в независимом издании, а также с помощью рассылок в Интернете, за что и попал в немилость к руководству корпорации «Казахмыс».
По признанию г‑на Жагипарова, этим заявлением президент также недвусмысленно намекает рабочим и общественным активистам, чтобы те отказались от борьбы за отстаивание прав рабочих.
- Если начнут искусственно изолировать профсоюзников, рабочих лидеров, то получится, что, с одной стороны, будет власть с автоматом в зубах, а с другой стороны — неуправляемый народ. Это только усугубит ситуацию, — объяснил он.
Провокаторов надо искать поближе к президенту
Александр Пястолов, представитель более двух с половиной тысяч уволенных работников нефтяных компаний Актау и Жанаозена, считает, что, пока не названы конкретные фамилии пресловутых «провокаторов и паразитов», можно не обращать внимания на президентское заявление.
- Кого конкретно понимает президент под провокаторами, это только одному ему известно. Когда случилась беда в Жанаозене, он также указывал на третьих лиц. На заграницу показывал, на иностранцев. А в ходе «расследования» всю ответственность возложили на тех, кого расстреливали, — сказал он. — Хотя во время суда над 37 нефтяниками судья Нагашибаев откровенно говорил мне, что я должен сидеть в клетке вместе с ними. Видимо, судья меня тоже посчитал за провокатора.
Несмотря на то что после жанаозенских событий президент назвал требования нефтяников законными и обоснованными, дело по разрешению трудового спора до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Следует лишь бесконечная чехарда со сменой чиновников.
- После трагедии в Жанаозене президент снял своего зятя с поста руководителя фонда «Самрук-Казына», поставив на его место Шукеева. Снял еще ряд должностных лиц в «РД «КазМунайГаз». Недавно снял и назначенного после трагедии замакима области. А толку нет, — перечислил общественник бесплодные попытки найти «провокаторов».
Ответственность на себя нужно взять работодателям
Главный провокатор в трудовых спорах — это работодатель, уверен председатель Профсоюза работников науки Марат Молдабеков.
- Президент упомянул о тех, кто якобы провоцирует. Но провоцировать социальные конфликты могут и работодатели, не выдавая вовремя зарплату. Профсоюзы в свою очередь защищают трудовые права, борются за повышение зарплаты. А раз так, то выходит, что мы тоже провоцируем? — задался вопросом г‑н Молдабеков.
Собеседник подчеркнул, что в своей работе профсоюзы ограничены ст.164 УК РК — «разжигание социальной розни».
- Если мы пытаемся как-то сблизить самые высокие и самые низкие зарплаты на предприятии, нас смело можно подвести под эту статью! Нужно уравнять стороны в правах, — рекомендует он законодателям.
С точкой зрения, что под провокаторов в нашей стране можно подогнать кого угодно, согласна вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева.
- Социальная ответственность должна быть обоюдна. Кому сегодня удобно идти против госоргана или собственного предприятия? — задает она вопрос и тут же отвечает: — Их (рабочих) сперва должны довести до точки кипения. Недобросовестные предприниматели — вот они, как правило, и провоцируют конфликты.
Законы хороши, исполнители плохи
- Наверное, под «провокаторами» президент понимает тех людей, которые пытаются что-то делать по своей инициативе, — говорит Лариса Харькова, президент Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана. — Думаю, под это понятие можно подвести и наш профсоюз. Да и любого, кто участвует в трудовых конфликтах.
По мнению профсоюзного руководителя, законы в Казахстане и так хорошие. Беда в том, что они не работают.
- Единственное, что нужно, это новый закон о профсоюзах. Но нужно, чтобы сами работники были инициаторами принятия этого закона, а не кучка работодателей, — считает г‑жа Харькова.
- Я не представляю, кого подразумевает президент под паразитами и провокаторами, — затруднился с ответом Валерий Чайка, сопредседатель профсоюза «Достойный труд», и выложил свое понимание списка «провокаторов»: — Это иностранные работодатели, которые ведут себя здесь, словно в какой-нибудь отсталой африканской стране. Это слишком амбициозные политические партии. И это казахстанские эмигранты, изгнанные из страны и мечтающие сюда вернуться на белом коне.
С ним отчасти согласен его коллега — глава Конфедерации свободных профсоюзов Сергей Белкин, который считает, что инициатива президента ставит цель не допустить политизации трудовых конфликтов:
- Слова президента были больше адресованы не профсоюзам, а все-таки политическим и околополитическим силам.
Само выступление президента глава Конфедерации профсоюзов связывает с жанаозенскими событиями:
- До сих пор не расставлены точки в трудовом конфликте в Жанаозене, хотя наши предложения были сформулированы еще до трагедии.
Президент своими тезисами отреагировал не только на Жанаозен, но и на другие трудовые конфликты в стране, участившиеся в последнее время, добавил генсек Конфедерации труда Казахстана Мурат Машкенов. Однако при этом складывается ощущение, что инициатива главы государства может иметь в подтексте уничтожение новых профсоюзов.
- У сильного всегда бессильный виноват. Я считаю, что принятие решения об ответственности должно быть передано судам, хотя у нас и к судам доверия мало. В любом случае в цивилизованном государстве все конфликты решаются в судебных органах, — подчеркнул он.
…Задать вопросы главе Федерации профсоюзов Казахстана Сиязбеку Мукашеву не удалось — он отказался что-либо комментировать.
Continue Reading:
У сильного всегда бессильный виноват