Автор: Алла ЗЛОБИНА
06.09.2011
Политолог и историк Николай Осипов из Уральска считает, что сегодня казахстанские власти не могут в полной мере реагировать на политические и социальные вызовы, поэтому есть вероятность, что Казахстан ожидают политические убийства, скандалы и грандиозные разоблачения.
Позитивный вариант развития, по его мнению, может быть, но он пожалуй, видит
Впереди скандалы, интриги, расследования
- Николай Иванович, как Вы считаете, политический забег начался? Говорят, власть в Казахстане может поменяться чуть ли не в течение полугода, что даже возможен ельцинский вариант, поэтому якобы отменены досрочные парламентские выборы.
- Не факт, что парламентских выборов не будет. Если исходить из того, что Назарбаев никуда не уйдет и все, что сейчас происходит, это только политические маневры, то смысл только один — он не хочет никакого преемника. Думаю, решение президент принял, а все эти маневры для того, чтобы убрать лишние фигуры. Это первый сценарий развития событий — если все с президентом нормально и нет ничего фатального.
Второй вариант: если есть серьезные проблемы, но нет смертельной угрозы. Тогда это чистой воды проверка на вшивость всей команды.
Третий сценарий — если исходить из того, что есть серьезная болезнь и все плохо, то для такого калибра людей совершенно очевидно, что нужно сработать наверняка. То есть идет лихорадочный перебор вариантов и фигур.
- А какой сценарий наиболее вероятен?
- Думаю, сейчас отрабатывается не вариант с преемником, а проект бальзамирования — то есть продолжаем идти вперед «ленинским курсом». Президенту нужно, чтобы
- Предположим, Карим Масимов пришел…
- Но он не такого калибра человек. Он вообще не политик, не лидер…Скорее всего, есть запасной — тот, кто за ним идет. Но если так, то, думаю,
- К чему это может привести?
- Будут неожиданные несчастные случаи, убийства, скандалы, грандиозные разоблачения. По полной программе. Но все зависит от контроля, воли, установок самого Назарбаева.
На старт, внимание, марш!
- А в политическом забеге Вы видите только три фигуры — Масимов, Мусин и Кулибаев?
- Ну, что вы!.. Там же есть такой «перец», как Балгимбаев, у которого связей предостаточно и здесь, и за рубежом, так же как и поддержки. А Тасмагамбетова кто со счетов снял?
- Есть мнение, что уголовное дело, возбужденное против Храпунова, это намек Тасмагамбетову — мол, чтобы даже не думал…
- При желании и козу с бараном можно скрестить. Эти люди никак не связаны. Потом Назарбаев
Далее, не снимайте со счетов команду банкира Суханбердина. За ним тоже люди есть. Не забывайте и о «Евразийской группе» — она свои интриги плетет. Желающих много.
Масимов, побив рекорд премьерства, стал весомой фигурой только потому, что
- Чем же он так не угодил всем?
- Так человек и бизнесом не занимался, и выдающихся способностей не имеет, а вдруг получился первый парень на деревне… Поводов для недовольства предостаточно.
- А как же нашумевшее заявление Ертысбаева?
- Интервью российскому «Коммерсанту» о преемнике Кулибаеве, думаю, он дал для того, чтобы его утопить. Без соответствующей отмашки «Ак орды» никто бы и пикнуть не посмел по такому поводу.
То, что таким образом зондируются настроения, — безусловно. То, что это попытка, в
Сейчас «Ак орда» не представляет собой целостную единую структуру. Все слухи о болезни президента — тоже не с пустого места. Там есть разные люди, которые
- А Европу, как думаете, волнуют наши политические интриги?
- Великобританию, Францию, Германию сейчас меньше всего волнует Казахстан. А вот Москву, Вашингтон, Пекин — да. Они решают судьбу Казахстана.
Но знаете, что еще произошло? У Казахстана была надежда, связанная с ресурсами, в частности, мы занимаем второе место по запасам урановой руды. Однако сейчас идет обвал цен как на урановую руду, так и на обогащенный уран. Облом чистой воды! Мы для Европы очень важны были с этой позиции. Франция, Канада, Италия как потребители этого сырья засматривались на Казахстан. Японские деньги подтягивались. Теперь все висит на волоске.
Сначала политики, потом экономика
- На таком политическом фоне что сейчас происходит с экономикой? Почему растут цены на продукты питания, комуслуги?
- Надо понять, что сейчас мы со страшной силой прожираем все наши ресурсы, не производя практически ничего серьезного. Единственное — переработка химического сырья, металл поставляем, сельхозпродукции немного, а остальное — нефть, газ. И из всего этого набора мы на 80% живем за счет продажи сырья.
- Но есть же программы инновационного развития страны…
- Это имитация.
- Почему?
- У Казахстана на такие проекты денег нет. Если сейчас попытаться построить химический комбинат с нулевого цикла, то понадобится 25 миллиардов долларов только на обеспечение инфраструктуры. Мы даже не можем модернизировать свою железнодорожную сеть. Потом, кто продаст Казахстану новые технологии, чтобы он поставлял высокотехнологическую продукцию? Кому он нужен на этом рынке?!
- А Таможенный союз, какие тогда тут перспективы?
- Казахстанские политические интриги в принципе ничем Таможенному союзу серьезно не угрожают. Если сейчас, к примеру, вместо Лукашенко придет белорусский суперпатриот и скажет: не надо нам союзного государства, не надо нам ТС — и в Казахстане такой же придет, то Таможенный союз «крякнет». Кому от этого хуже будет? В первую очередь Беларуси и Казахстану, а Россия опять введет соответствующие транзитные платежи и т.д. В принципе, ТС для России — беспроигрышная ситуация, а для Казахстана — безвыходная.
- Почему?
- А как иначе?! Оставаться сугубо сырьевой страной — это гибель экономическая и политическая, а рваться на рынки и заявлять о себе как о стране, которая готова поставлять разнообразную продукцию, то на какие рынки выходить? Только на российские.
Узбекистан в гробу нас видел в «белых тапочках», Таджикистан в упор не видит и свой рынок открывать не будет, у Туркменистана свои проблемы. Китай? Так это вообще дикий хохот по поводу того, как здорово мы будем осваивать китайский рынок. Мы будем осваивать его, только когда сами превратимся в часть Китая.
- А превратимся
- У всего мира такая перспектива. Поэтому Казахстану с точки зрения открытия рынков можно рассчитывать только на Россию. Больше не на кого. Да, конечно, центральноазиатская интеграция — очень серьезный, хороший маневр. Но авторитарный режим не способен интегрироваться. У авторитарного режима есть только один вид интеграции: кто под кем ходить будет. А когда мы оборачиваемся на Центральную Азию, то там один на одном авторитарные режимы, артист на артисте сидит. Туркменбаши вообще «посылал» всех куда подальше…
-
- Я одобряю идею с прорывными проектами. Казахстану это во как надо! Но надо и реально просчитывать все, не жалеть денег. Тут главный противник — коррупция. Хотя назвать то, что сейчас происходит в Казахстане, просто коррупцией нельзя. У нас легализованная коррупция. У нас даже теневой экономики нет — все в тени.
Например, на телеканале «Хабар»
Коррупция — та проблема, которая все благие усилия и пожелания по поводу общего экономического прорыва сводит на нет. Поэтому никто серьезно в прорыв не верит.
- Хоть
- Казахстан, безусловно, страна, которая развивается в рамках рыночной экономики. Наша банковская система, безусловно, работает и задействована в мировой экономике, может быть, даже больше, чем российская. Но
Мы сейчас можем использовать эти сырьевые возможности, чтобы принять энергичные, серьезные меры по осуществлению масштабных инвестиционных проектов. Договоры о разделе продукции с иностранными компаниями не переделаешь — себе дороже, можно только пытаться их скорректировать. Но у Казахстана много чего другого есть — можно идти на очень серьезные финансовые, политические риски, вкладываясь в серьезные большие проекты, но
Читал в «Казахстанской правде» программу инновационного развития, посмотрел какие там деньги «сидят», — их на все, что там расписано, близко не хватит!
Витрина должна сверкать!
- Почему считается, что Западный Казахстан наиболее опасен в плане социальных взрывов. Отчего страх такой?
- Две причины есть для этого страха. Первая: территория расположена близко к Европе. Все, что здесь происходит, всем видно. В
Западный Казахстан — регион, очень трудно регулируемый для властей. Отсюда такая озабоченность. Но думают, настоящий взрыв в Казахстане будет не на западе, а на юге страны. Там идут серьезные глубинные процессы, а не здесь.
- Но сейчас как раз запад и готов взорваться…
- Я даже рад, что акции протеста в Мангистау состоялись, что они вообще происходят.
- И не один день там все назревало…
- Это последствия непродуманных, нескорректированных системных действий власти, ведь нет серьезной политики. Казахстан спасают огромные просторы — есть куда уехать, плюс рыночная экономика — она дает массу выходов. С одной стороны, неравенство, противоречия, с другой — масса возможностей заработать.
Власть «имеет» народ, а народ — власть
- Николай Иванович, на Ваш взгляд, что
- Казахстан оказался на некоем распутье — и в политическом, и в экономическом смысле. Этакий переходный период. Непонятно, движемся мы или нет или вообще на разрыв идем. Посмотрите официальные каналы, судя по тому, что они показывают, мы процветаем. Но
- Но в иллюзиях народ пребывает сознательно или бессознательно?
- Помните поговорку: «Сейчас власти доверяют те, кто в доле, или те, кто не в теме». Например, 80% должностей государственных оплачиваются низко: чиновники не получают больших зарплат. Почему туда все рвутся? Потому что дело не в зарплате, а в возможностях. Чиновники живут в системе зависимости и страха. Вы от них искренности не ждите, они искренне говорить не будут, потому что знают: добром это для них не кончится.
Те, кто не в теме, рассуждают так: все хорошо, строят новые дома, люди не бедствуют. Такие люди хотят спокойствия, считают, что все решаемо. Для них стабильность важнее всего. И таких много, особенно среди чиновников, которые «не в доле», которым взятки не дают, потому что от них ничего не зависит.
В России в этом смысле ситуация разнообразнее. Там на власть воздействуют с разных сторон. У нас же нет источников воздействия, все ушли в подполье. Нет диалога общества и власти. Это распутье.
Сейчас руководство страны толком не может среагировать на соответствующие вызовы. Но не скажу, что власть все делает неправильно, это не так, много делается разумного. У нас есть законы, которые по качеству не хуже, чем в России, а то и лучше. Например, банковский закон Казахстана считается лучше российского. Другое дело, нет перспектив, нет серьезного просчета.
- И чего же ожидать дальше?
- Думаю, должна произойти смена политического режима. Сейчас президент имеет все шансы войти в историю. Он наверняка в курсе, мы знаем, что это человек не глупый, но очевидна и инерция или, как говорится, «я сам обманываться рад». Он может все поменять, выдвинуть серьезные проекты, сменить основные фигуры. Но кто ему даст? В этом случае у него резко может ухудшиться самочувствие…
- Тогда какой выход?
- Самый оптимальный вариант — развитие инициативы гражданского общества. Сейчас очень важна деятельность политических партий. Если бы я был политиком, который недоволен политическим режимом, я бы сейчас активно занялся политической деятельностью. Причем не с точки зрения охаивания Назарбаева и его режима, можно пойти по совершенно иному пути: выявлять все болезненные точки, идти в прокуратуры, идти в суды, причем с коллективными исками. Предпринимателям надо понять: вы не выкрутитесь, выкрутятся те, у кого миллиарды. Для политических партий сейчас потрясающее поле деятельности. Вопрос только, как этим воспользоваться.
- А что происходит сейчас с общественным сознанием?
- Это самый серьезный вопрос для казахстанского общества — общественное сознание. Оно оказалось намного более разноспекторное, мозаичнее, чем существующая политическая система. Сейчас философия народа такая: вы имеете нас, а мы имеем вас.
- И как же народ «имеет» власть?
- Да
- То есть корни коррупции в нас самих?
- Да, и Назарбаев это отлично понимает. Но когда приватизация государственной власти приходит к определенной черте, это страшно. Тогда вы теряете безопасность и с вами можно сделать все что угодно, потому что вы же возлагаете на государство надежду в защите своих прав и свобод. Вы не можете чиновнику набить, извините, морду, вы пойдете в суд, а в суде вас спросят: сколько дашь?
- Через год будут проводиться выборы в Мажилис. Каким, Вы думаете, будет в этот раз сценарий?
- С выборами все зависит от того, как будут развиваться события. Если со здоровьем президента плохо, то выборы будут нешуточными — и голоса прорежутся, и смелые появятся. Если все придумка, то будут горны возвещать, что все
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
More here:
У Казахстана впереди — смена режима