1 января 2013 года ОБСЕ возглавила Украина. О том, как отразится на организации председательство страны с авторитарной властью, — в интервью DW c дипломатом Кристианом Штрогалем.
Кристиан Штрогаль (Christian Strohal) — заместитель председателя Совета ООН по правам человека. Австрийский дипломат уже много лет занимается международным сотрудничеством в правозащитной сфере. В частности, с 2003 по 2008 год он возглавлял Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ). DW попросила Штрогаля прокомментировать тот факт, что с 1 января председательство в организации приняла Украина.
DW: ОБСЕ — организация, одной из центральных задач которой является защита прав человека в странах Европы. Господин Штрогаль, насколько правдоподобными выглядят такие декларации, когда во главе организации стоит страна, в тюрьмах которой сидят политические заключенные, а права человека, согласно докладам международных организаций, систематически нарушаются?
Кристиан Штрогаль: В этом председательстве можно усмотреть как шанс для страны, так и вызов для организации. Председательствующая страна — лицо организации и в тоже время двигатель ее политического развития. Для каждой страны председательство — возможность досконально проверить, насколько она выполняет свои обязательства в рамках ОБСЕ. Украина — не единственная страна, в которой наблюдаются недостатки.
- Украина будет не первой председательствующей страной, вызывающей сомнения касательно соответствия критериям ОБСЕ. Похожая дискуссия уже велась, когда председателем организации в 2010 году был Казахстан. Это как-то повлияло на ситуацию с правами человека в этой стране?
Кристиан Штрогаль
- Я очень на это надеюсь. Казахстан тогда получил возможность проявить себя как партнер на международной арене. В то же время для международной общественности стали очевидными и серьезные проблемы с правами человека, к которым как раз и привлекло внимание председательство в ОБСЕ. Ведь соблюдение прав человека — это одна из основ безопасности в том понимании, которое легло в основу деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Гарантия безопасности — это не только индивидуальная, но и коллективная ответственность членов ОБСЕ.
- Каким именно образом партнеры по организации будут подталкивать Киев к исправлению ситуации с правами человека?
— Соответствующие импульсы уже есть. Партнеры по ОБСЕ указывали на проблемы с правами человека на Украине и ранее, не дожидаясь председательства страны в организации. Чтобы страну во главе ОБСЕ воспринимали серьезно, она должна своими действиями реагировать на критику. От этого зависит не только реноме Украины, но и авторитет ОБСЕ как организации. Как отреагирует Киев, покажут следующие 12 месяцев.
- Стоит ли вообще считать ОБСЕ международной площадкой, на которой можно действенно решать проблемы в сфере прав человека?
- ОБСЕ — организация, которая объединяет большое количество стран (57. — Ред.) — очень разных не только географически, но и по своей сути. Эта организация руководствуется принципом консенсуса. В этом одновременно и ее преимущество, и недостаток. Приходится искать общие позиции и реализовывать их. Учитывая политическую ситуацию в ряде стран организации, поиск общих позиций — непростое испытание как для ОБСЕ, так и для возглавляющей организацию страны.
Проблемы в сфере прав человека, существующие в странах ОБСЕ, известны уже на протяжении многих лет и зафиксированы во многочисленных документах, в том числе и на высшем уровне. Сотрудники организации докладывают о ситуации с правами меньшинств, со свободой вероисповедания, со стандартами содержания заключенных, с независимостью судебной системы — существует множество документов, в которых описывается ситуация в странах ОБСЕ, в том числе и на Украине. Главное, чтобы была политическая воля для решения этих проблем — совместными усилиями либо самостоятельно.
- Документов много, а конкретного влияния на ситуацию с правами человека в странах ОБСЕ мало? Может быть, права человека перестали быть для организации приоритетом? Или она просто бессильна в этих вопросах?
— Нет, так нельзя утверждать. Наоборот, Хельсинский процесс (инициированный в 1975 году на встрече в Хельсинки подписанием соглашения, на котором основывается ОБСЕ. — Ред.) очень тесно связан с защитой прав человека. Организация и в дальнейшем будет выстраивать свою работу с учетом того, что лишь выполнение странами международных обязательств в сфере прав человека, правового государства и демократии гарантирует безопасность на европейском континенте в долгосрочной перспективе. Необходимо над этим работать.
В то же время нельзя забывать: никому не нравится, когда ему говорят, как нужно себя вести у себя же дома. Но ведь именно в этом и состоит международное сотрудничество в сфере прав человека. Поэтому важно продолжать повседневную работу, которая осуществляется в рамках ОБСЕ — это, прежде всего, работа миссий на местах, которые готовят почву для того, чтобы политики могли исполнять свои обязанности.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Original post:
Украина — председатель ОБСЕ: на кону не только реноме страны