9 октября т.г. Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты президента Республики Казахстан», но, не смотря на то, что этот документ кардинально меняет взаимоотношения двух дуумвиров, на официальном сайте Акорды он до сих пор не опубликован. Поправки и впрямь революционные.
Издание Exclusive.kz опубликовало редакционную статью с подзаголовком «Октябрьский переворот» и, на мой взгляд, не слишком-то перегнула с эпатажем публики.
http://webcache.googleusercontent.com/search…
Итак, действующий президент внес важнейшие изменения в порядок назначения высших чиновников в государственном аппарате. Теперь все они (в том числе и министры, непосредственно подчиненные президенту, в том числе и акимы областей) должны согласовываться с председателем Совета безопасности. Собственно, новый указ формально закрепляет,
точнее, продлевает систему двоевластия на период существования института пожизненного председателя Совбеза.
Утверждение елбасы, что «никакого двоевластия в стране нет» было бы верно с юридической точки зрения, если бы размежевание между бывшими и пришлыми происходило по границе различных ветвей власти. Скажем, Назарбаев ограничился бы контролем Парламента и маслихатов через партию Нуротан, а в ведении Токаева оставалась исполнительная власть: правительство и акимы. На самом деле мы наблюдаем расщепление только внутри исполнительных структур, где новым указом фактически вводится право вето каждой из противостоящих сторон.
Заметим, что на уступки идет именно Токаев.
Почему он это делает? Вопрос, конечно прелюбопытный. Возможно, действующий президент решил «узаконить» права бывшего президента в вопросах кадровых назначений в добровольном порядке, поскольку юристы усмотрели несоответствие между законодательством, определяющим статус Назарбаева с одной стороны, и полномочиями президента с другой. Это должно ослабить напряженность, наблюдаемую в последнее время, между Акордой и «Главной библиотекой» в кадровых вопросах.
Не исключено, что уступка чисто тактическая: Токаев предпочел уступить текущее сражение за кадры, но выиграть войну за свои полномочия, имея ввиду, что такая ситуация не продлится вечно и, рано или поздно, он вернет свое. После физического ухода Назарбаева Указ №184 можно будет поставить на утрату, а место председателя Совбеза автоматически перейдет к президенту. Неизвестно, чем ещё обернулась бы для Токаева попытка жесткого сопротивления. Всегда надо помнить, что партия Нуротан обладает не простым, а конституционным большинством, позволяющим объявить казахского президента правителем с церемониальными функциями.
Одним словом, мотивы, подвигнувшие Токаева на такой шаг, могут иметь разные, даже субъективные причины. Как бы то ни было, наступление Назарбаева на позиции действующего главы государства совершенно очевидно. Не зря некоторые наблюдатели расценили это как капитуляцию последнего.
Вопрос теперь заключается в том, остановится ли на этом осеннее контрнаступление на президентские позиции?
Если оценивать положение сторон на сегодняшний день, то Назарбаев получил весьма существенное, но только тактическое преимущество. Он в какой-то степени узаконил систему двоевластия, решил вопросы личной безопасности, но не решил важнейшую стратегическую задачу: проблему сохранения своего «исторического наследия» и благополучия в будущем всего своего окружения. После его физического ухода система управления полностью перейдет в руки действующего президента и тогда роль и место первого президента в нашей истории, а также судьба его семьи окажется в руках единоличного всевластного правителя.
И это обстоятельство сразу расширяет проблему, ибо она не может не волновать всю назарбаевскую элиту. Ту самую, от которой Токаев вынужден теперь терпеть всяческие унижения. Логично предположить, что лишив президента свободы действий в кадровых назначениях, Байбек и его команда решат продолжать генеральное наступление и, в конце концов, лишить главу государства его властных полномочий. Уже сейчас, при жизни Назарбаева.
Определенные признаки такого настроя проявляются как в политической активности председателя Сената Дариги Назарбаевой в этом направлении, так и в поведении спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина, заявившего на днях о готовности фракции правящей партии «законодательно обеспечить инициативы елбасы».
Поэтому изменения в Конституцию, перераспределяющие полномочия от президента к парламенту и правительству, должны произойти до новых парламентских выборов. Думаю, в «библиотеке» отдают себе отчет в рисках, связанных с тем, что на выборах партия Нуротан конституционное большинство уже может и не получить.