Арону Атабеку, сегодня, 31 января исполнилось 60 лет. С июля 2006 года он находится за решеткой, приговоренный назарбаевской Фемидой к 18-годам заключения за то, что не дал разрушить Шанырак и поднял свой голос против нынешней кровожадной и преступной власти. Находясь в застенках режима, он прошел через величайшие испытания – пытки, провокации, изоляцию, карцер, издевательства, но оказался несломленным! Подвиг этого несгибаемого и непримиримого оппозиционера останется в веках, и будет звать новых борцов к революционным свершениям по освобождению страны от тирании и угнетения.
События июля 2006 года в Шаныраке и Бакае, стали предвестником боевого рабочего движения в Мангистау, а репрессии и насилие, которые обрушились на мирных жителей этих районов Алматы, предвосхитили кровавый расстрел и расправы над нефтяниками и жителей Жанаозена, случившиеся в декабре 2011 года. Но тогда в жаркие июльские дни 2006 года, весь полицейский гарнизон Алматы по приказу градоначальника Имангали Тасмагамбетова был брошен на подавление жителей Шанырака, но бесславно потерпел поражение и вынужден был отступить, благодаря хорошо выстроенной обороне и активному сопротивлению граждан. В этом есть безусловная заслуга Арона Атабека, который воодушевлял и возглавлял защитников Шанырака. В итоге власти вынуждены были признать и легализовать сотни тысяч переселенцев.
От лица Социалистического Движения Казахстана мы поздравляем Арона Атабекас 60-летием и желаем ему здоровья в этих нечеловеческих условиях назарбаевских застенок. Ближайшие исторические потрясения и народная воля обязательно вырвут его из кровавых когтей нынешних властителей, время, которых неминуемо подходит к концу. Арон, ставший национальным героем, нужен для радикального преобразования нашей страны на основе социальной справедливости, равноправия и подлинного народовластия. Освободившись от оков палачей, он обязательно внесет свою лепту в создание нового Казахстана!
Каждый из казахстанцев может поздравить Арона Атабека с его 60-летием, написав письмо в колонию по следующему адресу: Учреждение УК-161/12, посёлок Северный, Аркалык, индекс: 110300, Костанайская область, Казахстан. Вы можете также позвонить в колонию и поздравить узника совести по следующим телефонам: +77143077614, +77143078025.
Мы также представляем статью Айнура Курманова «Арон Атабек, поэт, писатель, политик», написанную им 12 декабря 2006 года в преддверие судебного процесса над защитниками Шанырака. Думаем, что она не потеряла своей актуальности и посей день.
Арон Атабек, поэт, писатель, политик
В преддверии двадцатилетия памятных событий декабря 86-го года в тюрьме сидят в ожидании судебного процесса, который состоится, скорее всего, в начале следующего года, защитники Шанырака, среди которых находится и этот известный национальный деятель, участник Желтоксана.
Арон Атабек сейчас сидит в алматинском СИЗО, сидит за то, что вступился за простой бедный народ. Сидит потому, что не отошел от своих позиций и не предал те взгляды, которые проповедовал. Сейчас на него выливаются ушаты грязи, льются потоки откровенной лжи, его называют «фанатиком», «ваххабитом», «нацистом» и клеймят прочими ярлыками. Сидит в сырых казематах поэт, писатель, политик с разбитой ногой от ударов полицейских 12 мая в Бакае, раненный резиновой пулей в Шаныраке 14-го июля и с сотрясением мозга от ударов «демократизаторов», но не с сломленной волей к борьбе за счастье своей страны, достойный уважения деятель.
Поэт на эшафоте
Не слышан в его защиту голос казахской интеллигенции, которая обязана своей свободе этому человеку. Только один Калдыбай Абенов режиссер «Алажара» осмелился выступить в поддержку узника. Большая часть официальной оппозиции тоже отмалчивается, брезгуя прикоснуться к делу «неуправляемого радикала», чтобы не оказаться обвиненными в поддержке «терроризма». В этой атмосфере реакции, дезинформации и ругательств мы социалисты обязаны выступить в поддержку этого человека и ответить лгунам от политики и мнимым друзьям народа.
Безусловно, сейчас властям нужно представить публике организаторов и подготовителей восстания 14-го июля, надо позарез доказать общественному мнению внутри страны и за рубежом, что эти жаркие летние дни боев были не народным протестом, а лишь инспирированным антиправительственным выступлением неких «темных третьих сил», «экстремистов» и Арона Атабека. Сейчас важно для властей представить дело именно так, не касаясь истинных причин породивших эти события и не наказывая главных виновников, дававших приказы штурмовать баррикады. И власть организует такой процесс над мирными жителями, коих сейчас в СИЗО семнадцать человек, среди которых Арон Атабек идет как главный организатор «массовых беспорядков» по статье 241, ч. 2. Также ему инкриминируется «взятие заложников» и «убийство» с отягчающими последствиями. В общей сложности этому общественному деятелю «светит» 25 лет тюрьмы, что равнозначно смертному приговору.
Причем эти приготовления сопровождаются соответствующей пропагандистской кампанией в подконтрольных СМИ, где выпячивается гибель следователя, но замалчивается ход боевых действий и неблаговидная роль полицейского начальства, которая и привела к этой развязке, а равно не разглашается количество раненых среди мирных жителей, вследствие применения дубинок, резиновых пуль и шумовых гранат. Естественно в официальных и полуофициальных сообщениях нет и намека на применение пыток и недозволенных методов уже в ходе следствия в отношении задержанных шаныракцев, в результате чего и появились соответствующие показания на Арона Атабека и других участников событий.
И все же почему чиновники решились сделать из писателя и поэта «козла отпущения»?
Во-первых, видимо, преследуется цель пресечения деятельности опасного со всех точек зрения политика, проповедующего идеологию, которая могла бы объединить протестные группы в предместьях Алматы и выработать радикальную линию борьбы. А это уже не либеральная мягкотелая оппозиция, слабые стороны которой хорошо известны для власти.
Во-вторых, это может быть и личная неприязнь и месть со стороны тех, кто во время декабрьских событий 1986 года находился на властном олимпе, и продолжают там находиться по сей день. Это дополняется той острой классовой и политической ненавистью к попытавшимся встать с колен угнетенным массам.
Так Арон Атабек в своей статье «Театр абсурда или “Желтоксан” как разменная карта Режима и Оппозиции» пишет: «У меня нет личных счетов с господином Градоначальником. Но трудно забыть, как поливал он грязью участников Декабря, называя их отребьем, деклассированным элементом, пьяницами и наркоманами – первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана товарищ Имангали Тасмагамбетов, в январе 1990 года, во время встречи Н.Назарбаева с молодежью города, во Дворце АХБК. Запомнилась мне эта яркая речь по той простой причине, что сразу после нее слово удалось получить мне (в борьбе, конечно — ребята из партии “Алаш” и “Желтоксана” проложили дорогу через “штатских” и “активистов”!) – и я, чтобы пресечь это облыжное охаивание и глумление над пролитой кровью, вынужден был объявить МИНУТУ МОЛЧАНИЯ в знак траура по жертвам Декабря».
В‑третьих, Имангали Тасмагамбетов уже высказался в преддверие празднования двадцатилетия декабрьских событий о необходимости «каленым железом» уничтожать все незаконные постройки в Алматы и его предместьях. Таким образом, расчищается в пользу строительных монстров и всевозможных спекулянтов площадка города, а для этого нужно убрать и все политические препятствия. Кроме этого, сразу после праздников надо провести показательный процесс над Ароном Атабеком, чтобы дать пример и опыт расправ местным властям по всей стране и заодно испугать суровыми приговорами народ.
Репрессивный характер и силовой вариант разрешения шаныракского кризиса уже прочно сидит в головах высших чиновников, что озвучено тем же градоначальником Алматы. Доказательством тому служит отказ и отклонение акиматами южной столицы всех заявлений на легализацию домов в Шаныраке и Бакае. Значит, после 1 апреля в период завершения действия Закона «О легализации имущества», следует ожидать новой волны сносов и столкновений. Однако есть все основания думать, что сам громкий процесс и осуждение Арона Атабека и жителей Шанырака лишь озлобит людей и даст родственникам, сторонникам и активистам политической оппозиции стимул и символы для дальнейшей борьбы.
Националист националисту рознь
Можно по разному относиться к этому человеку, критически осмысливая его деятельность и идеологию, но реальная оценка его может быть дана только в контексте тех исторических и социальных сил общества, на стороне которых он выступает.
В отличие от стран Прибалтики, где в результате процессов контрреволюционного отката и реставрации капитализма пришли к власти буржуазные националисты, проведшие чистку госаппарата и вернувшие собственность бывшим владельцам, в Украине, России и среднеазиатских республиках этот процесс демонтажа плановой экономики, политической системы и передела собственности взяли на себя партийно-номенклатурные «элиты».
Независимость, свалившаяся внезапно сверху, была использована местными кланами в полной мере и в своих имущественных и политических интересах. Массовая приватизация, продажа месторождений за бесценок Транснациональным Компаниям и западному капиталу, разрушение сельского хозяйства и введение частной собственности на землю не могли не возмутить разных представителей общественных движений, в том числе и в среде националистов.
Тем более Арон Атабек, участвовавший в событиях 86-го года и страстный борец за независимость республики и реабилитацию всех активистов освободительного движения, мыслил развитие страны совершенно иначе, чем правящая верхушка, воспользовавшаяся плодами развала СССР. В своих статьях и политических материалах начала 90‑х он бичует руководство Казахстана и в первую очередь Нурсултана Назарбаева за проведение политики разоружения и отказа от ядерного оружия в пользу интересов США, справедливо отмечая, что это своеобразный «откуп» и «взятка» странам Запада за возможность бесконтрольно и спокойно править в собственной вотчине.
Арон Атабек в этот период встал на путь противодействия новому режиму, и, по сути, создал националистическую оппозицию исламского толка, считая, что задачи движения 86-года невыполненными. КГБ, а затем и КНБ с подачи властей Казахстана организует на него настоящую охоту. Долгие годы эмиграции, проведенные в Баку и Москве, закалили его, сблизили и с представителями разных течений в националистических движениях Азербайджана, Таджикистана и мусульманских групп России.
В отличие от прирученных литераторов и поэтов он бичует партийных и придворных соловьев, которые быстро сменили тематику своих хвалебных од и песен. Можно абсолютно согласиться с Ароном Атабеком, когда он критически осмысливает творчество Олжаса Сулейменова, как представителя «советской» творческой интеллигенции, полностью породнившейся с властью. Движение «Невада – Семипалатинск», во главе которого стоял Олжеке, теперь уже и понимается по-другому, и, в конце концов, было изначально выгодно Нурсултану Назарбаеву. Прогнившая партноменклатура, извратившая суть и допустившая массу перекосов в национальной политике произвела на свет массу уродливых типажей в искусстве и литературе, которые и теперь обслуживают интересы правящей «элиты». Причем, Арон ведет эту безжалостную кампанию разоблачения оных «деятелей искусства и литературы» еще с конца 80‑х. Думается, что это вполне прогрессивная очистительная борьба с его стороны.
В конце 90‑х происходит изменение мировоззрения народного поэта. Арон Атабек находит новый идеологический импульс в тенгрианстве – древней доисламской религии кочевников, как неотъемлемой части казахского этноса и культуры. И здесь он предстает перед нами как человек ищущий, как представитель подлинной национальной интеллигенции, жаждущий реального возрождения и развития своего народа. Сложный период становления и переосмысления говорит о том, что это не простая личность. И за это можно уважать, так как, несомненно, Арон Атабек вовсе не религиозный фанатик, а критически мыслящий человек, воспринимающий различные мировые религиозные концепции и философские школы через призму национальных интересов. Пусть даже человек ошибающийся, но ищущий, что говорит о развитии и эволюции взглядов, которые могут вполне оказаться нам близкими по духу.
Арон Атабек снова приезжает в Казахстан несколько лет тому назад. Но безжалостный мир гангстерского капитализма и неоколониальная кабала мирового империализма разрушают остатки традиционного общества, разламывают и раскалывают на непримиримые силы и классы прежнюю нацию не знавшую рынка. Продажа земли («Жер-Аны» — матери земли), священной для казахской нации, не знавшей частной собственности на землю, распродажа национальных богатств за бесценок Транс Национальным Компаниям, небывалая роскошь дворцов новой знати, бедствия, нищета и отток сельского казахского люда в города в поисках заработка, где они оказываются изгоями, не могли не тронуть душу народного поэта. Все эти несправедливости не могли не привести этого национального политика снова в стан радикальной и крайней оппозиции.
Арон Атабек с 2004 года возглавляет общину в пригородном микрорайоне «Айгерим», а проще сказать вместе с соратниками и инициативной группой переселенцев из разрушенных аулов берет пустующую землю и возводит дома. На базе своеобразной казахской «сельской общины» создает движение «Казак Мемлекети» («Казахское Государство»). Будучи сначала в рядах ДВК, он быстро разочаровывается в либеральной оппозиции, выходит из этого объединения и критикует ее за соглашательство, за неспособность к радикальной борьбе, за связь с Западом и за буржуазный характер. С другой стороны антинациональная деятельность компрадорской буржуазии и ее ничтожество не могли не изменить оценки действительности и критически воспринять декоративные и внешние формы суверенитета, которые являются лишь ширмой тирании и нещадной эксплуатации народа.
Арон Атабек начинает называть себя «национальным социалистом». Появление такого политика есть объективный процесс размежевания и разложения в стане националистических движений. Власть всегда манипулировала и контролировала почти всех казахских националистов. Арон Атабек попытался выстроить в противовес этому положению собственное движение, опираясь на бедные низы народа, а также сформулировать популярную идеологию из сплава тенгрианства, антизападного национализма и социализма. История стран третьего мира имела множество примеров, когда политики, стоящие на националистических позициях, эволюционировали порой резко влево под давлением процессов развертывания социальных антагонизмов. Не вдаваясь в иллюзии можно сказать, что он похожий деятель, видящий в нынешней системе и курсе гибель для страны и народа.
Ведь вопросы языка, культуры и собственной самобытности не устоят перед рыночной вакханалией и методично разрушаются под натиском массовой культуры и буржуазной идеологии, чему всячески потворствуют нынешние верхи. И это не может не привести к критическому переосмыслению нынешнего положения в разных частях и группах казахской нации. И пропаганда Арона Атабека в этом смысле достаточно прогрессивна. Попытка же введения латиницы, искусственные дискуссии о языке и другие манипуляции властей, как раз и призваны отвлечь часть казахскоязычного студенчества и интеллигенции от реальных проблем и язв общества. Поэтому Арон опасен режиму, так как проникает в душу и сознание простого народа. Он заново будет бурю 86-го года, но уже против нынешних порядков и социального строя!
Движение сдвинулось, и пошло вперед
Шанырак 14-го июля уже стал предвестником восстания и гражданской войны. И Арон, как поэт и политик, останется в народной памяти, как заступник бедных, как новый Махамбет Утемисов, павший от рук репрессий отечественного «Джангир хана», которого, как и столетия назад поддерживают империалистические силы. Арон Атабек оказался единственным националистом, окунувшимся в гущу нищего и обездоленного народа. И раз Арон выбрал сторону бедняков, и является их защитником, значит, и мы всецело на его стороне и вместе с ним разделим все его тюремные будни.
Махамбет, воспетый Ароном Атабеком, как бы заново обретает новую силу в сердцах и зовет к борьбе за счастье, за равенство, против новых баев и жестоких ханов!
Развитие кампании по освобождению Арона Атабека и всех заключенных жителей Шанырака и Бакая, является важной задачей для всех честных оппозиционных сил страны на данном этапе.
Мы же социалисты и интернационалисты, трезво оценивая характер данных тенденций и появления подобных политиков, групп и движений в наиболее угнетенной среде переселенцев и сельского населения, должны искать связи с ними и взаимодействовать в совместной борьбе, проводя конечно свою политическую работу.
Смотрите также:
Читать оригинал:
Узнику совести — Арону Атабеку исполнилось 60 лет