В Узбекистане в понедельник стартует избирательная кампания в законодательную палату (нижняя палата парламента) Олий Мажлиса и в местные представительные органы власти. А накануне президент страны Ислам Каримов подписал закон, согласно которому ужесточается административная ответственность «за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума».
Очередные выборы в нижнюю палату парламента Узбекистана состоятся 21 декабря этого года. Выборы пройдут по старой схеме, то есть будут участвовать кандидаты от четырех политических партий:
Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП ), Национально-демократической партии «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»), Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) и Социал-демократической партии «Адолат» («Справедливость»).
Они разыграют между собой 135 мест в парламенте, а еще 15 мест в нижней палате без каких-либо выборов достанется Экологическому движению Узбекистана.
Соответственно, политические партии обязаны уведомить до 12 октября Центризбирком о своем участии в выборах, а выдвижение кандидатов в депутаты начинается 17 октября и завершится 6 ноября. Регистрацию партийных списков ЦИК намерен завершить до 16 ноября сего года.
Согласно закону «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в депутаты и заканчивается 19 декабря, а сами выборы 21 декабря пройдут с раннего утра до 20 часов местного времени.
Итоги выборов Центризбирком обещает огласить и опубликовать до наступления нового 2015 года.
Избранным будет считаться тот кандидат в депутаты, кто получит на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании в данном округе, но если ни один из кандидатов не будет избран, то в двухнедельный срок проводится повторное голосование по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов.
Глава ЦИК Узбекистана Мирза-Улугбек Абдусаломов на брифинге для журналистов особо подчеркнул, что не допускается вмешательство каких-либо организаций, прежде всего органов государственной власти в центре и на местах в избирательный процесс, а также предоставление льгот и преференций для любого участника избирательной кампании.
«Нормы, требования выборного законодательства обязательны и одинаковы для всех. Каждая попытка вмешаться в процесс избирательной кампании либо обойти, нарушить требования законодательства в ходе подготовки и проведения выборов будет пресекаться и караться в соответствии с законодательством», — отметил г‑н Абдусаломов.
Законодательство, кстати, изменилось буквально за несколько дней до брифинга главы Центризбиркома. В частности, в выборное законодательство были внесены ряд изменений и дополнений, ужесточающих наказание за нарушение выборного процесса.
Так, Кодекс РУ об административной ответственности пополнился новой главой «Административная ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума», состоящей из девяти статей.
Согласно им введены приличные штрафы до $1000 за вмешательство в деятельность ЦИК и других избирательных комиссий, за неисполнение решений комиссий, за нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, за нарушение участниками избирательного процесса «условий и порядка проведения предвыборной агитации», за распространение «заведомо ложных сведений о кандидате, политической партии с целью воздействия на результаты выборов», за уничтожение наглядной агитации или ее порчу, за нарушение порядка финансирования выборов и так далее.
По мнению узбекских правозащитников, на первый взгляд, поправки в административный кодекс выглядят вполне демократическими, однако, учитывая практику проведения выборов в Узбекистане, они сильно сомневаются, что будет допустима малейшая критика избирательной кампании.
Например, легко можно будет получить штраф за «распространение ложных сведений о кандидатах, политических партиях» или за то, что усомнишься в результатах выборов или социологических опросах населения.
Причем непонятно, чего боятся властные структуры. Ведь в отсутствие противоборствующих политических партий в Узбекистане вряд ли можно ожидать разгула «черного пиара», скорее, не будет даже малейшей публичной полемики с оппозиционным налетом от партий и кандидатов.