В это воскресенье, 21 декабря, состоится первый акт большой избирательной кампании, которая началась в Узбекистане — выборы в парламент. А после новогодних праздников начнется подготовка к выборам президента республики, которые должны состояться уже в конце марта 2015 года.
Председатель Центризбиркома РУ Мирза-Улугбек Абдусаломов отчитался перед журналистами, что «Узбекистан готов к проведению выборов в парламент». В республике созданы более девяти тысяч избирательных участков, на которых ждут более 20 миллионов граждан, обладающих правом голоса, за рубежом будут открыты 44 участка при диппредставительствах Узбекистана. Впрочем, вряд ли эта часть узбеков, что сейчас находится на заработках за пределами страны, сможет проголосовать. По экспертным оценкам, не менее четырех миллионов человек работают в разных странах и только 44 участка для такого количества людей, возможно, будет недостаточно.
По словам г‑на Абдусаломова, все избирательные участки полностью готовы к проведению голосования, обеспечены средствами связи, компьютерной и оргтехникой, оборудованы кабинками для голосования, установлены избирательные урны.
Что касается претендентов на места в парламенте, то, как и на прошлых выборах, за победу борются четыре политические партии. Либерально-демократическая партия выдвинула 135 кандидатов, социал-демократы из партии «Адолат» («Справедливость») на три человека меньше, демократическая партия «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») и Народно-демократическая партия заявили список из 134 кандидатов. Таким образом, на 135 мест в законодательную палату (нижняя палата парламента) Олий Мажлиса РУ претендуют 535 человек, а еще 15 мест в нижней палате без каких-либо выборов достанется Экологическому движению Узбекистана. Своих депутатов экологи выберут на республиканской конференции, которая также пройдет 21 декабря.
В настоящее время в Узбекистане уже работают наблюдатели от СНГ и БДИЧ ОБСЕ, кроме них за процессом волеизъявления граждан будут наблюдать миссии ШОС, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации исламского сотрудничества и около 300 наблюдателей из различных государств.
Местные политические партии выдвинули около 70 тысяч наблюдателей для контроля выборного процесса на избирательных участках. Предварительные результаты выборов должны быть оглашены 22 декабря, а окончательный итог голосования станет известен до наступления нового, 2015 года.
В то время как в стране развернута государственная агитационная кампания под лозунгом «Выборы — зеркало демократии», узбекская оппозиция, которая базируется за рубежом, призывает проигнорировать парламентские выборы.
В частности, Народное движение Узбекистана (в него входят «Союз 13 мая», организация «Андижан — справедливость и возрождение», общество «Таянч») под руководством Мухаммада Салиха предлагает гражданам страны «не участвовать в выборах кукол» и игнорировать выборы.
Лидер движения «Бирдамлик» («Единство») Баходир Чориев не призывает остаться дома, но обязательно надеть перед выходом из дома белую одежду. «То ли рубашку, то ли шарф, и в день выборов на избирательном участке берете бюллетень и зачеркиваете все указанные там кандидатуры, то есть мы призываем испортить все бюллетени», — заявил г‑н Чориев радио «Озодлик» («Свобода»).
Наконец, самый мягкий способ «несогласия» предлагает демократическая партия «Эрк» (официально не зарегистрированная в Узбекистане). Генсек партии Отаназар Орипов предложил «активно участвовать в выборах, но отдать голос за того кандидата, который нравится, а остальных всех зачеркнуть».
Впрочем, уже сейчас можно сказать, что всевозможные призывы к бойкоту вряд ли будут поддержаны соотечественниками в Узбекистане. Такие же призывы перед прошлыми выборами благополучно провалились.
Кстати, предельно откровенную оценку предстоящим выборам дал главный редактор независимого ташкентского веб-сайта «Узметроном» Сергей Ежков:
«По большому счету на выборы всем нас…ать. И тем, кто баллотируется (им результат известен заранее), и тем, кто должен изображать активный электорат (где они и где парламент?). Часть электората вообще не в состоянии понять, зачем Узбекистану, где все подчинено воле и интересам одного человека, 400 депутатов в обе палаты парламента?
Глупо и нецелесообразно кормить и содержать 400 плохо говорящих «попугаев», за двадцать три года государственного суверенитета выучивших лишь одну фразу: «Президент хо-р-р-р-оший, президент хорр-р-р-р-оший». Лучше бы «Попка — дурак» выучили. Актуально, самокритично и народ бы оценил по достоинству».
Правда, непонятно, почему г‑н Ежков назвал цифру в 400 депутатов, если в нижней и верхней палатах парламента заседают всего 250 народных избранников?
Справедливости ради отметим, что вновь избираемый состав парламента может стать куда более самостоятельным в принимаемых решениях. Ибо согласно инициативам президента Ислама Каримова, которые затем были оформлены в законы, кандидатура премьер-министра теперь будет выдвигаться победившей на выборах партией (или несколькими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест), а также депутаты получили право выражать вотум недоверия премьер-министру и правительству страны, чего ранее не было.
Другими словами, выборы 21 декабря в Узбекистане можно рассматривать как первую и очень осторожную попытку постепенного перехода от президентской модели к парламентской форме государственного управления и как организационный этап перед главным политическим событием 2015 года — новыми выборами президента Узбекистана.