Тут нам торжественно пообещали, что в следующем году налоги не вырастут. И вроде бы это так: поговорили про введение налога с продаж, повышение НДС, — а потом затихли. Но, оказывается, под шумок, ползучим образом все-таки готовятся увеличить платежи, собираемые как с людей, так и с бизнеса.
Новаций аж три штуки.
Во-первых, существенно — в разы — повышается налог на недвижимость (квартиры, дома, земля). Соответствующий закон уже подписан президентом. Произойдет переход от установления размера этого налога в соответствии с данными легендарных БТИ к кадастровой (рыночной) оценке. Дело в принципе правильное, потому что должны появиться действительно объективные основания для установления размера этого платежа. Только вот что беспокоит: народ (а точнее, его то ли 86, то ли 84 процента), увлекшись патриотическими настроениями, совсем не знает о том, что уже в следующем году кто-то оценит его квартиру по-другому, и потом придет квитанция для оплаты с совсем другими цифрами, чем год назад.
Правда, ради объективности надо сказать, что увеличение налога на недвижимость в разы означает добавку, как правило, всего на несколько сот рублей, а то и меньше. Для большинства людей это не станет чувствительным ударом по семейному бюджету. Но сочетание высокой инфляции (а она в следующем году, судя по всему, такой будет), а значит — снижения покупательной способности многих, с увеличением налога на наши убогонькие квартиры и дачи может сильно подпортить настроение широких народных масс.
Если бы реформу налога на недвижимость (о необходимости которой, кстати, говорят уже многие годы) произвели в 2006—2007 гг., когда реальные доходы населения прилично росли, то радужные общественные ожидания это никак не смазало бы. А сейчас это выглядит новой и, к сожалению, устойчивой тенденцией: государство, не справляясь со своими профессиональными обязанностями, начинает компенсировать свои недоработки из кошельков граждан.
Но если реформа налога на недвижимость имеет какой-то содержательный смысл, то еще одна новация, о необходимости введения которой заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на инвестфоруме «Сочи-2014», является чистейшей обдираловкой, реализация которой нанесет прямой ущерб и без того хилой российской экономике. Речь идет об установлении специальных сборов в местные бюджеты за право торговать, оказывать услуги общественного питания и такси, а также о введении туристического сбора.
Поняли ли участники инвестфорума, о чем идет речь? Объясняю: малый бизнес, который и без того у нас на ладан дышит, будет обложен дополнительной данью. Это приведет к повышению цен в магазинах и кафе, в такси — хотя бы из-за того, что предпринимателям придется предлагаемое повышение их издержек закладывать в цену товара и услуги. Впрочем, многие из них просто-напросто свернут свою деятельность — что, кстати, тоже приведет к росту цен из-за усиливающейся монополизации. Особенно меня умиляет предложение ввести туристический сбор в условиях, когда эта отрасль переживает тяжелейший кризис. Данная мера отпугнет от туркомпаний еще больше клиентов. Неужели это непонятно Дмитрию Анатольевичу и тем, кто ему это предложение готовил?
Однако и это не все. Третья новация, которая ждет только своего законодательного оформления, — это повышение платежей в Фонд обязательного медицинского страхования. Сейчас работодатель отчисляет туда 5,1% только от годовой зарплаты 624 тыс. рублей. Все, что свыше этой планки, платежом не облагается. Со следующего года эта планка отменяется, т.е. придется платить с любой зарплаты. Казалось бы, дело хорошее. Ведь наша медицина, несмотря на увеличение государственных вливаний, по-прежнему сильно недофинансируется. Но возникают вопросы.
Почему наше государство скребет по сусекам, чтобы пополнить Фонд обязательного медицинского страхования, вместо того чтобы слегка сэкономить, — например, на расходах на оборону, которые в 2013 году составили 2,1 триллиона рублей, а в этом году приблизятся к 3 триллионам? Это с лихвой бы перекрыло ту добавку, которая ожидается от распространения обязательного платежа на всю оплату труда — примерно 200 миллиардов рублей.
Чтобы ответить на этот вопрос, задам следующий: почему значительная часть из этих 200 миллиардов рублей поступит, как официально заявлено, не в Фонд обязательного медицинского страхования, а будет изъята в федеральный бюджет? То есть что получается: под видом улучшения финансирования медицины проводится просто реквизиция денег работодателей на поддержание штанов нашего государства. Так что ответ понятен: бюджетная ситуация в России совсем плохая. Причем до такой степени, что пришлось пойти на прямое нарушение законодательно оформленных принципов социального страхования. Статьей 16 закона «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Налицо, однако, не только вопиющий правовой нигилизм, но и элементарная неграмотность тех, кто не может увидеть принципиальное различие природы налога и страхового взноса.
О чем же идет речь?
Налог — это деньги, которые никак не окрашены, и, поступив в казну, они могут быть отправлены на любые цели. А вот страховой взнос (в государственные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования) — это фактически отложенная часть нашей зарплаты, уплачиваемая за нас работодателем в связи с вполне конкретными рисками, которые могут стать реальностью.
Например, человек достигает пенсионного возраста и не может работать из-за общей изношенности организма. Этот страховой риск покрывается пенсией, размер которой устанавливается в связи с накопленными за всю трудовую жизнь взносами. Я, конечно, примитивизирую схему, потому что в действительности многие люди продолжают работать, выйдя на пенсию, но эти отклонения не отменяют основополагающего принципа.
Из Фонда социального страхования покрывается риск временной нетрудоспособности. Далеко не все знают, что выплаты по больничному листу производит не работодатель, а именно этот фонд, в котором накапливаются уплаченные за работника взносы.
Точно так же платежи в Фонд обязательного медицинского страхования не должны идти никуда, кроме как на оплату услуг здравоохранения. Тем более что действующим законодательством предусмотрен переход от смешанного, бюджетно-страхового финансирования этой отрасли к одноканальному поступлению туда денег — именно из страховых средств.
Могут сказать: а в чем тут проблема? Ведь средства страховых платежей являются федеральной собственностью, поэтому правительство может с ними делать все что угодно. Но в расчет не берется один момент: сам факт зачисления во внебюджетные государственные фонды денег, уплаченных работодателем, создает наши индивидуальные и неотъемлемые, как это вытекает из природы социального страхования, ПРАВА на получение из них пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и медицинской помощи.
Кстати, еще один пример правового беспредела — продолжающаяся уже второй год фактическая конфискация в пользу государственного бюджета средств обязательного пенсионного накопления. На словах нас уверяют, что эти деньги (а это уже несколько сот миллиардов рублей) когда-нибудь вернут. Но что-то не верится — на фоне все ухудшающихся макроэкономических перспектив.
Вот такую «налоговую стабильность» нам обещают в 2015 году. И я думаю, что это только начало процесса ломки в целом неплохой налоговой системы, которая сложилась в России к середине прошлого десятилетия. Переход к мобилизационной экономике (а это весьма вероятно) обещает нам уже с 2016—2017 годов следующие новации:
повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20%;
взимание обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд со всей заработной платы, а не с 624 тыс. рублей в год, как сейчас;
введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц;
сведение до минимума, а то и отмена льгот по выплате налогов и обязательных страховых платежей, которые в настоящее время действуют в отношении малого бизнеса.
Что мы, простые граждане, получим взамен?
Двузначную инфляцию, обесценивание доходов и закрытие рабочих мест из-за стагнации экономики, скукоживание бесплатной медицины и общедоступного образования. При этом пропагандистская машина будет нас уговаривать, что в этом виновато враждебное внешнее окружение, «пятая колонна»… Ну чем не Северная Корея, где не так давно местный Первый канал (заодно совмещающий функции ВГТРК и НТВ), подтвердив версию о недомогании вождя, заявил: «Благополучие и процветание нашего социализма обязано собой кропотливым трудам нашего маршала, который, как пламя, освещает путь людям, несмотря на недомогание».
«Бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию», или «народ безмолвствует». Третьего не дано?
Источник: Радио “Эхо Москвы”