Общественность Казахстана требует от власти прекратить убийства без суда и следствия так называемых «предполагаемых террористов», обеспечить в Казахстане верховенство права. В Казахстане, декларирующем себя правовым государством, внесудебные казни недопустимы, считают общественники.
Автор: Открытое письмо
Лидеры общественных организаций Казахстана, правозащитники, журналисты призывают неравнодушных граждан ставить подписи под нижеуказанным открытым письмом с требованием прекращения внесудебных казней. Под этим понятием общественники подразумевают полное и безоговорочное уничтожение так называемых «предполагаемых террористов» в результате последних «блестящих» операций казахстанских силовых структур. Никто не имеет права произвольно лишать человека жизни, напоминают авторы письма. Действия правоохранительных органов, поголовно уничтожающих предполагаемых террористов без попытки их обезвреживания и захвата с целью выявления всей преступной сети, являются малоэффективными, вызывают сомнения в их обоснованности и указывают на слабость власти.
По информации одного из инициаторов письма, Бахытжан Торегожиной, подписи будут собираться до 24—00 среды, 3 октября. Все желающие могут подписаться в комментариях.
Президенту РК Н.Назарбаеву
Генеральную прокуратуру РК А.Даулбаеву
Министру внутренних дел РК К.Касымову
Председателю КНБ РК Н.Абыкаеву
Комитет ООН
Специальному докладчику по вопросам
внесудебных казней, казней без судебного
разбирательства или произвольных казней
ЗАЯВЛЕНИЕ
«Требуем прекратить внесудебные казни!»
Extrajudiciary execution называется в международном праве практика ведения «внесудебных казней», когда государство убивает своих граждан без надлежащего судебного разбирательства. Внесудебная казнь во всём мире строго запрещена и почти повсеместно рассматривается как нарушение прав человека, в первую очередь права на жизнь. Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 6 гарантирует: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Также это право отражено и в других международных документах по правам человека. Республикой Казахстан подписаны и ратифицированы многие из них. Сама Конституция РК также гарантирует право на жизнь своим гражданам: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершённые в военное время».
В мировой практике, к сожалению, имеют место «внесудебные казни» и они распространены в случаях, когда в стране введен режим чрезвычайного положения и когда судебная власть отсутствует. В авторитарных и очень слабых государствах практика «внесудебных казней» применяется для удерживания власти. В годы Второй Мировой войны это практиковалось Бенито Муссолини, а в современном мире использовалось в странах Латинской Америке. Например, убийствами удерживался у власти в Чили в 70‑х и 80‑х годах 20-го века Аугусто Пиночет. Сегодня эта практика распространена в недееспособных государствах Африки, где бесчинствуют мятежники. Теперь такой имидж имеет, к сожалению, и Казахстан.
За последние два года в Казахстане мы видим всплеск так называемого «предполагаемого» терроризма. Произошли убийства вооружёнными, людьми представляющими государство, в Кенкияке, Бурундае, Актобе, Актау, Кульсары, Кызылорде, Атырау, Алматы. Убито более четырёх десятков человек. Общество ждало ответа от государства: какие преступления эти люди совершили, и какая была необходимость их уничтожения на месте без суда и следствия. Но прошло достаточно много времени после вышеупомянутых антитеррористических операций, а казахстанцы так и не услышали от государства внятных ответов на свои вопросы: в чём эти люди были виновны, и почему не последовали судебные всесторонние разбирательства преступлений этих людей? Родственники и семьи убитых остались убеждёнными в невиновности своих близких. Такая ситуация создаёт очень опасный прецедент того, что в стране отсутствует верховенство права.
Казахстан декларирует себя правовым и светским государством. В стране нет режима чрезвычайного положения, работает правительство, суды, полиция и парламент. Почему тогда происходят убийства людей от имени государства? Почему в Казахстане право на жизнь ставится под вопрос? Сам факт, что людей расстреливают рано утром и при этом даже не делается попыток взять подозреваемых живыми, чтобы отдать их в руки правосудия, чтобы понять мотивы их предполагаемых преступлений, наводит на мысль, что это делается умышленно. Общество имеет основания подозревать что погибшие люди могут вообще не быть причастными к терроризму. Хотелось бы спросить, какую, например, угрозу представляли женщины и подросток, убитые в Алматы?
Эти расстрелы, осуществлённые в традициях малоразвитых стран, являются плохим знаком для Казахстана: либо государство потеряло контроль над правоохранительными органами, либо мы видим полное пренебрежение судебной системы, либо власть сама не доверяет судам, либо это знак того, что правоохранительные органы ставят себя выше судебной власти.
Любое их этих предположений вызывает серьёзную тревогу за собственные жизни у наших граждан.
Своим обращением мы требуем остановить этот беспредел. Степень вины и степень наказания подозреваемых должны быть определены только судом. Требуем провести тщательное расследование каждого случая уничтожения предполагаемых террористов, провести внутреннее расследования на предмет адекватности применения спецслужбами силы и оружия при задержании и уничтожении подозреваемых, провести открытые судебные заседания, чтобы у общества и, в первую очередь, у родственников погибших не было вопросов.
Мы обращаемся к руководству страны с требованием соблюдения законности и защиты прав наших граждан от внесудебных казней. И также обращаемся в международные организации, чтобы они призвали Казахстан прекратить внесудебные экзекуции и выполнять взятые на себя обязательства. Право человека на жизнь является абсолютным, фундаментальным правом, как и право не подвергаться пыткам, насилию, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Граждане нашей страны имеют право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права.
Наши спецслужбы могут в своё оправдание привести аргументы, связанные с их своей собственной безопасностью. Но мы считаем, что их действия направленные на полное уничтожение людей, являются не эффективными в борьбе с терроризмом, так как не были узнаны мотивы преступлений предполагаемых террористов, не были выявлены их единомышленники, как они работают, есть ли сети и поддерживающие их структуры. Всё это ставит под угрозу общественную безопасность страны.
Подписи:
Бахытжан Торегожина Президент ОФ «Ар.Рух.Хак»
Зауреш Батталова Президент ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахтане»
Евгений Жовтис Председатель Совета Бюро МБПЧиСЗ г.Алматы
Асель Нургазиева руководитель ОО «Заман», г.Атырау
Валентина Махотина Директор ОО “Диалог плюс” г.Караганда
Лукпан Ахмедьяров журналист газеты «Уральская неделя», лауреат премии им.Питера Маклера, г.Уральск
Галым Агелеуов Президент ОФ «Либерти», г.Алматы
Розлана Таукина Председатель ОФ «Журналисты в беде», г.Алматы
Тогжан Кизатова Председатель ОО «Демос», г.Атырау
Махамбет Абжан Первый Секретарь СПМК, г.Астана
Сагат Жусип, Председатель ОО «Детар»
Мухит Нурмахан, независимый журналист
Балгабаева Жанар, юрист-правозащитник
Андрей Цуканов, журналист
Марат Жанузаков, ОО «Аксакалы», г.Кокшетау
Виктор Новиков, ОО «Аксакалы», г.Кокшетау
Наталья Томилова, ОО «Шахтерская семья», г.Караганда
Ксения Ермаганбетова, юрист-правозащитник, г.Караганда
Бакытгуль Макимбай, и.о.главного редактора газеты «Общественная позиция»
Follow this link:
«Требуем прекратить внесудебные казни!»