Главная борьба за кресло президента Украины развернется между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко, считает украинский политолог Александр Ищук. Шансы у них равные, но последнее слово за Майданом, который по-прежнему очень влиятелен в стране.
О феномене украинской революции и шансах кандидатов на предстоящих 25 мая в Украине выборах президента мы поговорили с кандидатом исторических наук, научным сотрудником Центра исследования освободительного движения Украины Александром Ищуком.
- Александр, в мире по-разному оценили революцию в Украине. А как бы вы ее охарактеризовали?
- Последняя украинская революция интересна тем, что она была не только за европейский выбор страны, но и еще преодолевала последствия Советского Союза. Вы, может быть, знаете, что в Украине были сняты с постаментов несколько десятков памятников Ленину, разгромлены несколько офисов Коммунистической партии и «Партии регионов». Население считает, что эти партии исповедуют старые ценности, советские. Поэтому дошло до таких не очень красивых мер. Но это был стихийный бунт против политики, которая велась в последние четыре года, с того момента, как президентом стал Янукович.
Плюс, это была молодежно-культурная революция. На Майдан вышла молодежь. Люди, рожденные после 1991 года, не понимают тех слов, которые говорит старшее поколение. Им невозможно понять, почему страна должна сохранять старые взгляды на то, с кем дружить, и почему она так медленно движется к европейскому выбору.
- А новое правительство все правильно делает?
- Есть разные мнения, но лично мое — они делают ошибки. Например, в Украине нужно реформировать не только политическую систему, но и судебную. Посмотрите, что творится в судах! Судья на пять лет назначается, а потом пожизненно. То есть получается, что первые пять лет он выслуживается перед любой властью и любым флагом, а затем фактически становится феодалом — делает, что хочет.
Судья должен быть избираемым на определенный срок, а если он не избирается, то не чувствует ответственности. Ему не страшны ни апелляции, ни кассации, ни что его решение отменят, он занимается только самообогащением.
- Но что-то новые власти делают все-таки правильно?
- Делают. Например, пытаются наладить сотрудничество с западными партнерами. Стоимость жилья снизилась, а квартплата будет расти, потому что она была занижена. В сфере культуры, например, последние годы у нас был министр, которого украинская культура не интересовала. Сейчас другой министр, и он будет думать, как сохранить нашу культуру. В экономике важно, что отпустили курс гривны. Раньше доллар стоил 8 гривен, и на поддержание этого курса нацвалюты израсходовали почти все золотовалютные запасы.
Кто на новенького?
- В Украине началась предвыборная гонка, которая должна завершиться 25 мая выборами президента. Кто главные кандидаты на этот пост?
- Я могу повторить результаты соцопроса, результаты которого были опубликованы недавно. Согласно ему — в лидерах Петр Порошенко, которые был на Майдане и, вероятно, финансировал его, директор и владелец кондитерской фабрики «Рошен». За него готовы голосовать примерно 15—20 % людей. Это Юлия Тимошенко, которая вышла из тюрьмы, у нее много поклонников, примерно 8%, и, очевидно, их будет больше. И это кто-то из тройки оппозиционной, но поскольку Яценюк — премьер, а Кличко отказался идти в кандидаты и отдал свои голоса Порошенко, то, очевидно, Тягнибок может оказаться на третьем месте.
- А кто Ваши фавориты?
- Это не мои фавориты, но если рассуждать объективно, то это Тимошенко или Порошенко.
- Какие у них минусы и плюсы, кто в чем превосходит другого, а в чем уступает?
- Интересный вопрос. На стороне Порошенко то, что он все время был на Майдане — это симпатично нашему избирателю, плюс — он хороший хозяйственник, создал мощное предприятие, значит, имеет понятие об экономике и, очевидно, может собрать сильную экономическую команду. Кроме того, он опытный политический деятель, сотрудничал с Ющенко, был председателем Совета национальной обороны в 2005 году. Из недостатков, можно отметить, пожалуй, такой факт: когда он работал в команде Ющенко у него был конфликт с другими политическими деятелями. С ныне покойным Александром Зинченко, который тогда был главой администрации президента, они устроили публичные разборки о том, кто из них хочет больше власти, а закончилось все тем, что оба подали в отставку. Сможет ли он сработаться с правительственной командой, если будет президентом — вопрос, который задают сегодня многие аналитики.
Но дело не только в этом, а и в разных интересах людей, которые находятся у власти. Все-таки и у Порошенко, и у Тягнибока, и у Тимошенко разные интересы, которые, пересекаясь, приводят к конфликтам.
- Мне показалось, что в плане ораторского мастерства и публичности Юлия Тимошенко превосходит всех остальных кандидатов.
- Да, у нее большой опыт работы во власти — была премьер-министром, очень много контактировала с избирателями, чтобы создать «Батькивщину». Поэтому с точки зрения ведения дискуссии, отстаивания своих позиций — она более опытный политик. Она может набрать больше голосов ближе к выборам. Но это зависит от того, как будет проходить кампания, какие шаги будет предприняты.
- Но почему ее рейтинг все-таки ниже?
- Потому что ее не было на Майдане. То есть она обязана своим выходом из тюрьмы и продолжением политической карьеры тем людям, которые стояли на площади. А Порошенко был дни и ночи проводил на Майдане вместе с Тягнибоком, Яценюком и Кличко. И она им обязана своей свободой — это однозначно.
- Возможно, но идет гонка за лидерство. Рискнет ли Порошенко выйти на публичные дебаты с Тимошенко?
- Выйдет. Я думаю, что ему помогут спичрайтеры подготовиться. Но Тимошенко, конечно, будет атаковать, у нее есть шанс доказать, что она более опытный претендент. Однако и ей будет непросто. Порошенко не запачкан властью, ему симпатизируют в том числе и потому, что он заработал деньги производством продуктов, занимался практическими делами.
Кто на свете всех милее?
- Для западного сообщества кто более удобен — Порошенко или Тимошенко?
- Они оба достаточно удобны, потому что у них есть крепкие контакты за рубежом, в ЕС и США. Порошенко был недавно в Англии и встречался с премьером, а Тимошенко до того, как ее посадили, часто ездила в ЕС и США, в этом отношении у них хорошие позиции. Но у Тимошенко больше связей, потому что она занимала правительственную должность. И западному сообществу она более известна и интересна.
- А как они будут вести дела с Россией? Сейчас, например, Тимошенко использует очень радикальные лозунги против РФ и ее лидера Владимира Путина.
- Сейчас, во время выборной кампании, кандидаты будут говорить то, что нравится избирателю. Но после того, как кто-то из них станет президентом, ему придется сесть за стол переговоров и договариваться о важных вещах. Это цена на газ, демилитаризация границ, Крым. Темы все очень трудные.
- Тогда кто из кандидатов более предпочтителен для России?
- Скорее всего, тоже Тимошенко.
- То есть она устраивает всех?
- Да. Она в 2009 году подписывала соглашения с «Газпромом», и в результате цена для Украины составляет около 500 долларов, что в два раза больше, чем для Германии. И все годы, пока она была премьер-министром, она ездила к Путину договариваться по разным вопросам, и не было у нее никакой антироссийской риторики. Конечно, сейчас, после того, что произошло, она могла пересмотреть свои взгляды. Но, думаю, если она станет президентом, то все проблемы с Россией будет пытаться решить мирным путем.
- Кампания может быть грязной?
- Нет, думаю, что в память людей, которые погибли на Майдане, — более ста человек, это будет самая чистая президентская кампания из всех, что были в Украине за последние 23 года. Политики будут обязаны оглядываться на репутацию Майдана. А если грязные выпады и будут, то скорее из-за угла. Кандидаты же будут демонстрировать уважение друг к другу, потому что жизнь свела их в одну команду. Они люди Майдана. Хотя Тимошенко и не присутствовала там лично, но ее дух, ее сторонники там были однозначно.
У националистов шансов на победу нет
- Так называемые националисты — Тягнибок, Ярош или Добкин имеют шансы в случае неординарных действий победить на выборах?
- Они влиятельные и известные политики, их все знают, но для победы им не хватит голосов избирателей, у них нет такой поддержки, как у Тимошенко и Порошенко. Добкин, он, конечно, получит много голосов, точно процентов 10, а то и больше. Потому что его идеи — федерализация и государственный русский язык — имеют поддержку, но вряд ли он выйдет во второй тур. У Тягнибока серьезно ухудшился рейтинг после случая, когда депутаты от его партии ворвались к директору телеканала и попытались заставить его написать заявление об увольнении. Это показали на весь мир. Но зачем было это делать? Глава телекомпании — человек государственный, его можно назначить и снять, не делая таких вещей. Это были эмоции, — им не понравился сюжет, который прошел в телеэфире, но государственные деятели должны думать головой. Поэтому Тягнибок наберет в лучшем случае пять процентов.
- Ярош имеет шанс больше набрать?
- У Яроша интересная ситуация. Он наберет голоса среди поклонников идеи возрождения украинского государства, украинской национальной революции и построения государства, где украинская сущность была бы впереди. Это интересный проект, и у него будет много голосов в центральной и западной Украине, на востоке — вряд ли. Но он вполне может набрать больше, чем Тягнибок еще из-за того, что когда стреляли и горели шины в центре Киева, он показал себя как человек твердой воли и заявив, что он и его ребята никуда не уйдут, даже если погибнут. Это очень сильно влияет на избирателей. Но во второй тур он навряд ли выйдет. Для того чтобы это случилось, ему нужно кроме твердой позиции отстаивания украинской сущности заявлять об экономической программе, о налаживании отношений с западными странами, чтобы ускорить движение в ЕС, а он в свое время вообще высказался против вступления Украины в ЕС. Однако у его партии есть неплохие шансы попасть в парламент на следующих выборах, если наберут больше пяти процентов.
- А как вы оцениваете давление на «Правый сектор», преследование его лидеров? Не связано ли это с тем, что они могут вырваться вперед и каким-то образом, в том числе силовым, захватить власть?
- Нет, вряд ли «Правый сектор» пойдет на такое. А что касается давления, то тут очень интересная ситуация. Мы до конца не знаем, кто финансирует «Правый сектор», мы до конца не знаем, почему буквально за два месяца молодежные общественные организации «Трезубец» и «Правый сектор» так быстро разрослись и сформировали крепкую команду.
То есть, к «Правому сектору» очень много вопросов. И главное требование — сдать оружие. У членов этого движения 50000 стволов на руках — можно организовать боевую группу или устроить теракты. Они должны сдать все или опечатать. Тогда можно будет говорить о переходе «Правого сектора» в политическую орбиту.
Что будет после выборов?
- Что ждет после выборов нынешнего премьер-министра Украины Яценюка?
- Он мог бы баллотироваться в президенты, но он сделал выбор в пользу должности премьер-министра. Скорее всего, потому что кабмин — это реальная власть, ведь у президента забрали огромные полномочия. У него выгодная политическая позиция, ведь в правительстве сконцентрированы сегодня все ресурсы, плюс он имеет возможность показать, что умеет руководить государством.
- То есть у него есть свои интересы?
- Не корыстные, а скорее желание показать, что он может что-то сделать для страны, потому что государство нуждается в реформах и их нужно делать.
- Если бы он баллотировался в президенты, то имел бы реальные шансы?
- Да, он имел бы шанс выйти во второй тур и потягаться с Порошенко и Тимошенко. Он все время был на Майдане и считался самым образованным и экономически подкованным из всех лидеров. Он выступал гораздо лучше, чем Кличко. А Тягнибок все-таки имеет меньшее количество поклонников из-за своих взглядов. То есть, у Яценюка были хорошие шансы, но, я думаю, он принял решение не идти на выборы после совещания с Тимошенко. Она столько лет вела свою партию, сидела в тюрьме и сейчас хочет попробовать выиграть гонку за должность президента.
- А что будет с активистами Майдана, которые до сих пор не расходятся? Может, быть там есть лидеры, которые строят планы стать государственными служащими?
- Так многие из них уже появились во власти. Например, заместитель главы СБ Андрей Леус был сотником на Евромайдане. Однако дело не в этом. Майдан хочет дождаться выборов, чтобы никто не смог помешать им и у страны появился легитимный президент. Плюс, оставаясь в центре Киева, они имеют возможность влиять на кадровые назначения — важно, чтобы правительство не забывало, кому оно обязано и что нужно менять все систему в стране, а не обогащать свои карманы, как это делали разноцветные правительства все эти 23 года.
- Возможна ли новая революция в Украине, как об этом заявляют некоторые известные личности?
- Я надеюсь, что с помощью наших западных партнеров Украина должна выбраться из ямы. Что касается ухудшения ситуации и возможности войны, то это только если Россия решится на крайние меры.
Евразийский союз для старичков?
- Что думаете о позиции, которую занял Казахстан, в отношении Украины, Крыма?
- Казахстан сильно зависим от России, поэтому не хочет принимать решения, которые разрушат связи. Полным ходом идет подготовка к подписанию документов о создании Евразийского союза. Это означает, что все страны, решившие стать его участницами, будут в единой связке, но лидирующую роль в союзе будет играть Россия и Путин.
- Многие называют Евразийский союз попыткой восстановить СССР. А вы как думаете?
- Он напоминает СССР, только более модернизированный и продвинутый. Если говорить о независимости стран, входящих в него, то мое мнение, что многое зависит от элиты. Рано или поздно в Казахстане, Армении, Белоруссии и России вырастет новое поколение политически активных людей, и тогда изменения в политике этих стран вполне возможны. Ведь новое поколение мыслит по-новому.
Это в 19 веке люди по пятьдесят лет могли жить без изменений, не было свободного и быстрого доступа к информации по всему миру, и развивались все процессы достаточно медленно. Сейчас благодаря интернету узнаем все быстро.
Поэтому, полагаю, что если будет у молодого поколения возможность оценить, как важно менять ситуацию в стране, то изменения будут.
- Согласны ли вы с мнением некоторых политологов, что конфликт в Украине приведет к краху режим Путина в России?
- В ближайшее время это вряд ли возможно. Россия очень большая и богатая страна со своими традициями. Но, возможно, учитывая санкции против нее, в самой стране будут расти протестные настроения, в том числе и среди политиков. Не удивлюсь, если постепенно будет подниматься вопрос о том, чтобы смягчить линию политического поведения, пойти на уступки и даже заменить Путина кем-то другим. Но сущности политического режима в России это не изменит.