На фоне усилившихся разговоров о досрочных президентских выборах вполне логичным выглядит появившийся в прессе список предполагаемых преемников президента Назарбаева. Однако в обществе неоднозначно восприняли персоны, оказавшиеся в этом списке на главных ролях.
Напомним, что Ахметжан Есимов и Карим Масимов возглавили список преемников, составленный агентством Рейтинг.KZ. Есимов лидирует по критерию «доверие президента», а Масимов — по критерию поддержки внешних сил.
Проводилось это рейтинговое исследование в отношении 28 представителей политической элиты Казахстана и направлено на получение максимально объективных оценок возможностей определенных представителей политической элиты выступать в качестве вероятных преемников Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на посту главы государства. Всего в рамках исследования путем анкетирования было опрошено 38 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в Республике.
Опубликванный полученный в итоге опроса список вызвал обсуждение в экспертном сообществе. Но если одни эксперты считают, что рейтинг призван внушить мысль о конкретных фигурах во власти как о возможных преемниках действующего президента, то другие называют саму публикацию этой информации — очередным трюком Акорды.
Так или иначе, мы попросили политика Серикжана Мамбателина и политолога Максима Казначеева в свою очередь прокомментировать данные опроса и поставить свои оценки возможностям кандидатов в преемники.
Ближе по крови, чем Есимов
По словам политика Серикжана Мамбеталина, в Конституции четко прописан механизм передачи власти в случае смерти или отставки президента.
- Если в других странах исполняющий обязанности объявляет и создает условия для досрочных выборов, то в Казахстане он исполняет обязанности до конца истечения срока полномочий, — напоминает он.
Политик предполагает, что если Назарбаев проведет выборы в 2015 году и на следующий день уйдет в отставку, то исполняющий обязанности будет законным президентом аж до 2020 года.
- Абсолютный нонсенс с правовой точки зрения, но именно через такой механизм Назарбаев надеется передать власть преемнику. А за пять лет неограниченной власти, в условиях тотального контроля за СМИ, в зачищенном от оппозиции обществе даже Амантай-кажи, не то что Масимов, может переизбраться еще на один срок, — рассуждает Мамбеталин.
По его мнению, появление Есимова в этом списке говорит о том, что у Назарбаева небольшой выбор.
- Единственное преимущество Есимова в том, что он является родственником елбасы, но при его уходе это не будет играть никакой роли. В остальном это несамостоятельная фигура, больше подходящая для должности свадебного генерала, — считает политик.
Серикжан Мамбеталин высоко оценивает шансы старшей дочери елбасы.
- Из родственников президента больше шансов у его дочери Дариги или у братьев Сатыбалды — Кайрата и Самата, хотя бы потому, что они ближе по крови, чем Есимов. Дарига Назарбаева на сегодняшний день является зампредседателя мажилиса, как депутат она одна из самых активных и имеет все шансы стать председателем нижней палаты, что по Конституции выше должности премьер-министра.
Рейтинг в целом, на взгляд политика, призван внушить народу мысль о Масимове как о возможном преемнике.
- Фигура Масимова хоть и представляется для многих компромиссной, на самом деле слаба, и не только из-за его происхождения. Он как премьер один из самых непрофессиональных, при нем экономика живет только за счет внешних заимствований. За время его премьерства внешний долг вырос с 75 до 150 миллиардов долларов, — перечислил политик слабые места премьера. — При этом он умудрился через подконтрольные структуры стать мажоритарным акционером в «Казкоммерцбанке» и получить долю в «Казахтелекоме». Нынешняя ситуация в экономике, когда Казахстан вынужден покупать в России пшеницу, а в Беларуси бензин, показывает его абсолютную несостоятельность как премьера.
Серикжан Мамбеталин также разъясняет, почему премьер лидирует по критерию «поддержка внешних сил».
- Ему приписывают поддержку внешних сил, в том числе и России. Не думаю, что его прошлая работа на КГБ СССР это плюс для казахского народа. Не нужно и забывать, что на нем кровь расстрелянных нефтяников Жанаозена. Именно при нем ситуация с нефтяниками зашла в тупик. Говорят, у него хорошие отношения с Китаем, но, например, у Касым-Жомарта Токаева, профессионального дипломата и синолога, не меньше связей в китайском истеблишменте. Да и с языками, английским и казахским, у Токаева получше, чем у Масимова.
Мамбеталин напоминает, что Токаев занимал должность заместителя Генсека ООН и входил в десятку самых влиятельных чиновников мира.
- То есть он по праву сегодня занимает должность второго человека в стране — председателя сената. Не замеченный в скандалах, именно Касым-Жомарт Кемелевич устроил бы большинство населения в постназарбаевский период, — заключил политик.
Кулибаев укрепляет позиции
Политолог Максим Казначеев также рассматривает Касым-Жомарта Токаева в качестве идеальной компромиссной фигуры практически для всех внутриэлитных групп.
- Он хорошо знаком с внешними центрами сил и станет идеальной фигурой на позицию формального преемника, в случае если транзит власти будет проходить в спокойной обстановке. Однако в случае некоего форс-мажора ему может не хватить необходимой политической жесткости для принятия решения по силовой «зачистке» конкурентов, — считает он.
В то же время Казначеев иначе расценивает возможности нынешнего премьер-министра.
- Пока фигура Карима Масимова выглядит предпочтительнее практически по всем значимым параметрам: профессиональный опыт, круг влияния в элите, внешняя поддержка, стрессоустойчивость и антикризисные способности. В то же время слабым местом его может оказаться недостаточная харизма и привлекательность для электората. В таком случае проще воспользоваться некой фигурой формального преемника, интересного избирателям, но подконтрольного и управляемого Масимовым, — говорит Казначеев.
По-своему он разъясняет и «скачок» акима Алматы с десятой позиции на первую: укреплением позиций аффилированных структур в ряде секторов экономики, в первую очередь в банковской сфере.
- Позиция акима Алматы позволяет успешно решать вопросы аккумулирования необходимых ресурсов для встраивания в гонку потенциальных преемников. Слабое место Есимова — он является «темной лошадкой» для внешних игроков, региональных и глобальных геополитических сил, — считает Казаначеев.
С перспективами Дариги Назарбаевой ситуация, по его мнению, выглядит сложнее.
- С одной стороны, наработан определенный авторитет за время работы в мажилисе. С другой — нет опыта государственной службы. Все это накладывает определенные ограничения на возможность личной преемственности. Но как фигура, интегрирующая семью президента, она может повлиять на выбор преемника.
Что касается Тимура Кулибаева, то, по мнению Казаначеева, он тихо укрепляет имеющийся потенциал, стараясь не раздражать как президента, так и других потенциальных преемников.
Источник: “Газета новостей” № 32 (1163) от 7 ноября 2014 года