На 12 августа в Казахстане назначены выборы 17 депутатов сената, верхней палаты парламента. О предвыборной кампании в стране практически ничего не слышно. На этом фоне в обществе вновь звучат вопросы о том, насколько необходим унитарному Казахстану двухпалатный законодательный орган.
По данным Центральной избирательной комиссии Казахстана, на 17 вакантных мест в верхней палате парламента претендуют 58 кандидатов.
НЕЗАМЕТНАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ И ОДНО ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ
Депутатов сената избирают не простые граждане, а выборщики — это члены маслихатов, местных представительных органов. Выборы считаются косвенными, кампания проходит практически незамеченной.
Жительница Карагандинской области Майра Тлеубегим, которая пишет в социальных сетях о кандидатах в депутаты, считает, что власть должна знать мнения людей о выборах в сенат.
— Мы видим, что власти иногда обращают внимание на критику в социальных сетях и решают какие-то проблемы. Поэтому я пишу о кандидатах в депутаты сената от Карагандинской области. Даже если мы не голосуем напрямую, пусть власти знают, что думает общественность, — говорит она Азаттыку.
Однако какой-либо реакции властей на критику Майры Тлеубегим в социальных сетях нет.
Один из активных пользователей соцсетей Садуакас Ансат, комментирующий грядущие выборы в сенат, считает, что в ходе предвыборной кампании в Кызылординской области, где он живет, задействовали административный ресурс.
— Областная избирательная комиссия зарегистрировала самовыдвиженца Серика Сермагамбетова, председателя областного совета профсоюзов. Он известен как свободомыслящий человек. Под давлением областного акимата он вынужден был отозвать свою кандидатуру, — утверждает он.
По словам Садуакаса Ансата, в Кызылординской области выдвинуты четыре кандидата в депутаты сената, которые якобы соперничают между собой, но то, кто из них пройдет в парламент, — зависит от поддержки акимата.
Садуакас Ансат говорит, что группа жителей обратилась к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, председателю Центральной избирательной комиссии Берику Имашеву и генеральному прокурору Гизату Нурдаулетову с обращением о «незаконной регистрации» кандидатов в депутаты сената в Кызылординской области, но не получила ответа. Но недавно с Ансатом встретились представители избирательной комиссии и пообещали провести честные выборы среди зарегистрированных кандидатов.
Репортер Азаттыку поговорил по телефону со снявшим свою кандидатуру Сериком Сермаганбетовым. Он отрицает какое-либо давление со стороны акимата.
— Действительно, были кое-какие недоразумения. Однако, приняв во внимание трудности проведения кампании во время нынешней эпидемии, я отказался. Я должен был встретиться с депутатами областного и районного маслихатов и представить свою предвыборную программу. Собрать их во время нынешней эпидемии невозможно. Они также не всегда посещают онлайн-встречи. С каждым нужно было говорить индивидуально, а это сложная задача, — сказал он.
НУЖЕН ЛИ СЕНАТ И КТО, КАК ПРАВИЛО, ТУДА ПРОХОДИТ?
Некоторые эксперты в беседе с репортером Азаттыка говорят, что не видят необходимости тратить огромные деньги из государственного бюджета на содержание сената. Активист Дос Кошим считает, что Казахстан, как унитарное государство, не нуждается в двухпалатном парламенте.
— Сенаты существуют в основном в федеративных государствах, и в сенате депутаты представляют каждый субъект федерации. Поскольку Казахстан унитарное государство, достаточно однопалатного парламента. До принятия новой Конституции в 1995 году парламент не находился под полным контролем властей. Тогда сенат был сформирован из опасения возможности принятия закона или инициативы, неблагоприятной для властей. Сенат был нужен для защиты правительства, в частности президента. Поэтому в него проходят только те, кто следует установкам власти, — убежден он.
Бывший депутат сената Уалихан Кайсар отмечает, что двухпалатный парламент есть в нефедеративных государствах. Палаты парламента могут дополнять друг друга. Сенат играет свою роль в исправлении ошибок в законопроектах, принятых мажилисом, полагает Кайсар.
— Однако то, как власть использует сенат и парламент в целом, показывает, что у нее другая цель. Когда в 1995 году была принята новая Конституция, у оппозиционных сил всё еще была возможность пройти в парламент. Например, на выборах 1998 года Коммунистическая партия во главе с Серикболсыном Абдильдиным прошла в парламент и задавала властям неудобные вопросы. Помимо депутатов от Коммунистической партии, были избранные по одномандатным округам. Среди них были и независимые депутаты. Понимая вероятность такого расклада сил, [президент] мог сформировать сенат и контролировать парламент через зависящих от него людей, — говорит он.
Уалихан Кайсар, который был одним из немногих депутатов сената, кто критиковал в свое время правительство, утверждает, что прошел в парламент по стечению обстоятельств.
— Когда я баллотировался в сенат в 1999 году, в местных маслихатах еще были независимые депутаты, и партия «Отан» (сейчас партия «Нур Отан». — Ред.) тогда не контролировала полностью маслихаты, как контролирует сегодня. Меня нечасто видели на политической арене. Полагаю, что поэтому они не сильно опасались меня и все силы направили на то, чтобы не допустить прохождения депутатов от Коммунистической партии и по одномандатным округам. Меня пропустили случайно, — рассказывает он.
НАЗНАЧЕНИЕ КАК «НОНСЕНС»
Парламент Казахстана состоит из двух палат — сената и мажилиса. Согласно первому варианту Конституции Казахстана 1995 года, президент назначал семь депутатов сената, позже президентскую квоту увеличили до 15.
По мнению Доса Кошима, назначение президентом депутатов в выборный орган — «нонсенс».
— Ни одного депутата нельзя назначать. Все должны избираться. Однако президенту назначение семи депутатов показалось мало. Он принял меры предосторожности, опасался, что, если в сенате поднимут нежелательную для правительства инициативу, у него должны быть собственные люди, чтобы проголосовать против нее, поэтому он и увеличил число таких депутатов, — говорит Дос Кошим.
По словам Уалихана Кайсара, назначаемые президентом Казахстана депутаты сената нужны для выполнения поручений администрации президента.
— Действующему президенту Касым-Жомарту Токаеву не нужно назначать 15 депутатов сената. Ведь мажилис и все местные маслихаты и так находятся в руках партии «Нур Отан». Сам Токаев был депутатом и председателем сената несколько лет по назначению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, — считает он.
ЧТО ДУМАЕТ НАЗНАЧЕННЫЙ ДЕПУТАТ?
Дана Нуржигит, назначенная указом Токаева депутатом сената в августе 2019 года, говорит, что ее больше беспокоит то, как две палаты работают вместе, чем то, нужен сенат или нет.
— Мы внимательно следим за законопроектами, обсуждаемыми в мажилисе. До принятия закона мы тесно работаем с депутатами мажилиса, — говорит она. — До своего назначения в депутаты я принимала участие в избирательной кампании Касым-Жомарта Токаева. В нынешней ситуации противоречия между позицией президента и моей внутренней позицией нет.
По словам Нуржигит, парламентариям предоставляется служебная квартира, при каждом есть помощник, заработная плата депутата составляет более 600 тысяч тенге.
Выборы в сенат парламента Казахстана пройдут 12 августа текущего года, итоги будут объявлены 18 августа.
Согласно Конституции Казахстана, половина депутатов сената переизбирается каждые три года. Сенат имеет право законодательной инициативы.
В Казахстане кандидатуру на пост спикера сената обычно представляет президент. В последние годы президентства Нурсултана Назарбаева сенат возглавлял Касым-Жомарт Токаев. В марте 2019 года Назарбаев ушел с поста президента (он продолжает оказывать влияние на власти в качестве председателя Совета безопасности и лидера партии «Нур Отан»), передав пост Токаеву — при отставке или смерти президента его полномочия переходят к спикеру сената. Освободившееся кресло спикера заняла старшая дочь Назарбаева, Дарига Назарбаева. Эти изменения вызвали общественное недовольство, в стране участились протестные акции, самые массовые из которых прошли в июне 2019 года, в день внеочередных президентских выборов (их победителем ожидаемо был объявлен Токаев) и в последующие дни. Задержаниям подверглись тысячи участников митингов.
В начале мая этого года Токаев прекратил полномочия Дариги Назарбаевой и назначил спикером сената Маулена Ашимбаева, который прежде занимал должности заместителя председателя партии «Нур Отан» и заместителя руководителя администрации президента.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»