Судя по информации из Астаны, Тимур Кулибаев сейчас находится в подвершенном состоянии. Произошло это после того, как его жена Динара, которую достали разговоры про взаимоотношения ее мужа с Гогой Ашкенази и рождение у них второго ребенка, решила жить раздельно, а также начала подумывать о разводе и возвращении девичьей фамилии.
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Мы попросили прокомментировать эту информацию человека, который хорошо знает ситуацию в окружении зятя президента изнутри, в том числе лично регулярно общается с «нефтяным принцем». Он согласился, но на условиях анонимности, причем попросил не давать его речь дословно.
Люди Тимура теряют позиции
Если резюмировать более чем двухчасовое наше с ним общение, то сообщил он следующее:
1. После снятия Тимура Кулибаева с должности главы ФНБ «Самрук-Казына» и прихода туда Умирзака Шукеева ситуация в нефтегазовом секторе республики заметно изменилась. Началось сильное давление на бизнес среднего зятя президента и его людей. В других секторах экономики, где Тимур так же присутствует, но не столь явно и значительно, это тоже наблюдается, но в меньших масштабах.
2. Давление началось именно со стороны «силовиков». Последние начали заводить уголовные дела против людей Тимура, и некоторых из них уже «закрыли». Например, Мирошникова по событиям в Жанаозене, еще какого-то родственника, который возглавлял «Мунай Экологию», много мелких фигур. В результате пошла новая волна эмиграции из страны — теперь уже «тимуровцы» вывозят свои семьи и уезжают сами.
3. Люди, близкие к Тимуру или просто состоящие в его команде, говорят, что «мочить» тимуровцев начали и за Гогу Ашкенази — это причина, и за Жанаозен — это повод. Нам напомнили, что именно Кулибаев осенью 2011 года назвал бастующих нефтяников «оралманами». Тогда местное руководство восприняло его слова как выражение позиции Назарбаева и соответственно ничего не делало, чтобы предотвратить или разрешить конфликт, наоборот, начало проводить жесткую линию, и это в итоге вылилось в расстрел людей. В общем, в окружение президента считается, что Тимур Кулибаев все это спровоцировал.
4. Людей Тимура «выбрасывают», где это возможно, из сделок и подрядов. Например, начал терять контракты скандально знаменитый «Казстройсервис». Но поскольку «нефтяной принц» монополизировал многие сектора в нефтегазовой отрасли, и его фирмы нельзя просто так выкинуть даже при большом желании, так как нет реальной альтернативы, это процесс идет медленно.
5. Тимур фактически контролировал весь трейдинг казахстанской нефти, за исключением той, что добывалась и вывозилась крупными межнациональными корпорациями. Теперь «Торговый Дом Казмунайгаза» перешел под контроль Умирзака Шукеева, и оттуда потихоньку убирают «тимуровцев», оставляя только «технарей». У «Сан Ойл» отбирают объемы. В общем, делают так, чтобы Тимур и его команда не могли больше контролировать весь сектор.
Те же в свою очередь пытаются «спрятаться». В том числе за китайских партнеров, с которыми у них есть СП. Среди последних нам назвали «ПетроСан» — это предприятие, по словам нашего собеседника, создали, чтобы загнать туда нефть от разных производителей для переработки на ШНОСе. У Тимура отняли объем нефти из России — где-то 1,5 миллиона тонн в год, который он перерабатывал на ШНОСе. Атырауские и павлодарские объемы также начали «отнимать» — раньше продукты переработки этих заводов покупал полностью «Сан Ойл».
6. У «Сан Ойл» есть нефтеперерабатывающий завод на границе с Китаем, на железнодорожной станции Достык, который работал на российской нефти — им сейчас также перекрыли кислород.
7. Тимуру принадлежит компания «ТЭК ЖД», которая снабжает «Казахстан Темир Жолы» дизтопливом (порядка 700 тысяч тонн в год) и углем. Она когда-то была в составе КТЖ, потом ее вывели оттуда и ее задешево «продали» зятю Назарбаева. Сейчас «нефтяной принц» пытается ее срочно продать, хотя она приносит в год порядка 100 миллионов долларов прибыли. Но проблема заключается в том, что купить ее может только «Казахстан Темир Жолы», все же остальные потенциальные покупатели должны будут предварительно договариваться с Аскаром Маминым, поскольку именно КТЖ закупает у «ТЭК ЖД» основные объемы.
8. Тимур продает месторождение и небольшой нефтеперерабатывающий завод в районе Петропавловска, мощностью порядка 60 тысяч тонн в год, который был построен в 2009 или 2010 годах. Еще он ищет покупателя на свою долю в компании «Тенис Сервис», которая должна была оказывать сервисные услуги на месторождении Кашаган. Проблема заключается в том, что там есть доля «Казмунайгаза», через которую Умирзак Шукеев может сильно затруднить ему процесс продажи.
Подальше спрячешь — быстро не найдут
Наш собеседник несколько раз подчеркивал, что при всем желании Нурсултан Назарбаев не может слишком сильно давить на Тимура Кулибаева. Это опасно, так как последний аккумулировал за рубежом гигантские денежные средства: как собственные, так и принадлежащие елбасы и переданные зятю под управление.
После того, как у Тимура было арестовано 600 миллионов евро в Швейцарии, он начал активно прятать свои деньги и активы по другим странам и банкам. Теперь же этот процесс повторяется и намного энергичнее, но деньги прячутся уже не от зарубежных прокуроров, а от Назарбаева и его окружения.
По словам собеседника, Тимур делает это скрытно, осознанно и активно потому что, во-первых, не хочет, чтобы они его обобрали, если вдруг елбасы не станет или события развернутся для него совсем негативно. А во-вторых, понимает, что держать Назарбаева за его «деньги» — это лучший способ обеспечить безопасность если не своей команде, то себе лично.
Проблема же Тимура заключается, что он уже не может открывать счета в зарубежных банках на свое имя, да и многие его доверенные лица вроде Арвинда Тику сильно засвечены, поэтому он так держится за Гогу Ашкенази и ее родственников. Ну а чтобы она не выскочила из-под его контроля, он обложил ее своими людьми в качестве финансовых советников и исполнителей.
Нам сообщили также, что Тимуру помогает его старый партнер «Визор», позиции которого, кстати, внутри Казахстана, как говорят, сильно пошатнулись: его начали выкидывать из различных сделок, где он участвует в качестве консультанта. Плюс на подходе, говорят, заведение уголовных дел — причем не только в отношении Николая Варенко, но и Айдана Карибжанова.
И снова «прослушки»?
Из этого разговора и другой доступной нам информации мы сделали вывод: хотя политические позиции Тимура Кулибаева резко ослабли, и он уже не представляет серьезной опасности для своих бывших соратников по правящему триумвирату, он еще будет сохранять свое влияние определенное время.
Хотя бы потому, что Нурсултан Назарбаев не может не принимать во внимание то, что его зять не просто очень богатый, а сумасшедше богатый человек. И к тому же на него оформлена или передана ему в управление значительная часть личного состояния елбасы.
Однако президент будет находиться под постоянным давлением своих родственников и приближенных, которые хотели бы как можно быстрее добить Тимура, чтобы захватить и поделить должности, которые занимали «тимуровцы», провести перераспределение контроля над денежными потоками, госзаказами и подрядами нефтегазодобывающих компаний. А также, если, конечно, получится — наложить руку на казахстанские и зарубежные активы Тимура и его людей.
Это означает, что силовое давление на Тимура и его команду будет усиливаться и в интересах определенных кругов в Акорде будут возбуждены уголовные дела по фактам расхищения государственной и частной собственности, злоупотреблению служебным положениям и так далее против них.
Плюс появляется смысл взять под арест видные фигуры из числа «тимуровцев» — это сделает сговорчивее и их, и самого «нефтяного принца», а также позволит получить аргументы для убеждения елбасы, что Тимура надо добивать. И это не считая мощного пропагандистского эффекта — ради народа и его интересов «лидер нации» не жалеет уже второго зятя.
А если к тому же казахстанские правоохранительные органы проверят информацию о том, что некоторые лица из ближайшего окружения Тимура некоторое время назад закупили за рубежом спецоборудование для подслушивания и завезли его в Казахстан на личном самолете Кулибаева, чтобы подслушивать самого елбасы и членов его окружения, то все может развернуться стремительно. И тогда в Казахстане появится еще один беженец, тем более что плацдарм в виде Гоги Ашкенази и дворца в Холланд-парке у него давно готов.
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Visit site:
Тимуровцы «делают ноги» из страны