Тщетные попытки заполучить Мухтара Аблязова в Казахстан заставили Акорду прибегнуть к фабрикации дела о терактах, заявил бывший зять президента Казахстана Рахат Алиев в интервью телеканалу «К‑плюс». По его информации, этот совет дали Назарбаеву советники из Европы.
Автор: Рахат АЛИЕВ
Предлагаем ниже фрагменты интервью Рахата Алиева, а полную версию смотрите на странице телеканала в YouTube.
- Господин Алиев, по информации, приходящей из Казахстана, преследование оппозиции в стране переходит в новую фазу. Власть начинает обвинять оппонентов в террористической деятельности. Почему Астана решила прибегнуть к такой тактике против оппозиции?
- Давайте, прежде всего, исходить из фактов, а они говорят о следующем: 16 декабря прошлого года были расстреляны мирные жители и бастующие нефтяники в городе Жанаозен подразделениями внутренних войск, полиции, КНБ… И хотя президент Назарбаев в Казахстане наложил вето на смертные приговоры, де-факто он отдал приказ о расстреле мирных граждан Казахстана. И погибли, по различным оценкам, около 100 граждан.
Сейчас в Казахстане происходит новый фарс — суд над якобы зачинщиками этих забастовок и так называемыми «хулиганами», которых президент Назарбаев заранее, сразу же после событий в Жанаозене, объявил преступниками, чем фактически отдал их на съедение правоохранительным органам и судебной системе. И уже заранее известно , что всех участников осудят, приговорят к различным срокам, накажут жестко — в качестве показательного примера для всех несогласных с его режимом.
- Это обвинение будет связано с уголовной ответственностью или террористической деятельностью?
- Поскольку всех активистов, якобы организаторов, неформальных лидеров, по горячим следам посадили, пытали, выбили из них соответствующие показания, все это строится на самооговоре и срежиссировано в советском стиле. Ничего нового придумать эта система, построенная еще при Советском Союзе и оставленная в наследство Назарбаеву, не может.
Другой вопрос, что ранее Назарбаев в своей внутренней политике всегда с осторожностью относился к таким делам… Если делал шаг в сторону жесткого подавления, то потом делал шаг назад, как бы отступал. Так было и с Сарсенбаевым, когда он сначала через судебные инстанции, через прокуратуру запретил деятельность партии, в которой состоял Сарсенбаев, а потом, после убийства Сарсенбаева, бросил кость его соратникам, чтобы они успокоились. То же самое предполагалось сделать и после жанаозенских событий.
Однако Назарбаева спецслужбы запугали, и он решил полностью вытравить несогласных — партию «Алга», руководителей ряда средств массовой информации, запугать гражданское общество, чтобы не было митингов ни в Алматы, ни в Астане, а они сейчас проходят регулярно, и с каждым разом все больше людей с протестом выходят против режима. В этих условиях он и решился на фабрикаацию уголовных дел, в том числе на людей, находящихся за рубежом.
- И это будет обвинение в терроризме. Почему?
- Это единственная возможность, как убедили Назарбаева руководители силовых ведомств, которые неоднократно приезжали в Европу, встречались со своими коллегами, лоббировали этот вопрос (выдачу Аблязова на родину — ред.). По полученной мной информации, им сказали, что ничем пока не могут помочь, только если будет связана (деятельность Аблязова — ред.) с терроризмом. Тогда смогут оказать помощь — правовую, оперативную — в отношении лиц, которых запросит Астана.
- То есть тактика обвинений в терроризме — она должна сработать во внешнем мире. А сработает ли она внутри страны? Поверят ли люди этим затеям или посчитают уловками?
- Назарбаев и его команда уже давно считают, что внутри страны они могут делать все что хотят и чем гнуснее ложь, тем больше люди верят в нее. Но это не совсем так. Людей нельзя держать за полных дураков и идиотов. Народ после событий Жанаозена стал очень неплохо во всем разбираться. Разделяет черное и белое четко…
Я считаю, что Комитет национальной безопасности пошел по очень шаткому пути, ведь известно, что не буди лихо, пока оно тихо. Но спецслужбы хотят с помощью запугивания и инсинуаций вокруг террористических актов запугать народ — с одной стороны, а с другой — получить карт-бланш от Назарбаева и якобы на волне народного гнева расправиться со всеми инакомыслящими. Это очень опасный симптом, потому что в случае выталкивания из правового поля гражданского общества место свободное заполнится, конечно, но кем?..
- В мировых масс-медиа до сих пор обсуждаются террористические акты в России. Некоторые из них — наиболее кровавые — СМИ приписывают самой власти. А известны ли вам попытки режима в Казахстане организовать теракты, чтобы потом свалить их на оппозицию или воспользоваться ими для ужесточения режима против оппонентов?
- Когда я еще работал в Комитете национальной безопасности Казахстана, президент Назарбаев несколько раз вызывал меня и в конфиденциальных беседах ставил передо мной задачу подготовить проект мнимого покушения на него. Цель была — получить симпатии населения, расправиться с несогласными, с оппозицией на волне народного гнева. Несколько раз он ставил такую задачу…
Например, он просил меня организовать похищение с помощью группы лиц из числа сотрудников КНБ или чтобы они с использованием гранатомета ударили по его бронированной машине, когда она уже будет без него, то есть на обратном пути из его резиденции в гараж. Был такой проект, он его рассматривал, планировалось сделать это в Алматы на улице Альфараби…
- Это была его личная идея или ему кто-то это подсказал?
- Личная, и он ее озвучивал несколько раз. Заставил даже в письменном виде подготовить, но, слава богу, до сих пор этот план не был осуществлен.
- Сегодня какие ведомства и организации могут быть вовлечены в проведение таких вот «мероприятий»?
- Прежде всего, это председатель Комитета национальной безопасности Нуртаев, в составе КНБ есть специальные группы диверсантов, которые прошли различные школы еще и в союзные времена, в той же школе КГБ в Балашихе. Есть специальные группы, которые были еще во времена КГБ подготовлены для ведения диверсионной работы, например, в направлении Китайской Народной Республики.
- Из информации, которую вы регулярно получаете из Казахстана, вам что-то известно о планах спецслужб по разработке специальных мероприятий террористического толка?
- Я не могу сейчас говорить об этом. Наступит момент, когда мы раскроем кое-какую информацию. В настоящий момент предпосылок для того, чтобы Назарбаев отдал приказ на осуществление терактов в мегаполисах Казахстана, нет. Но в случае нестабильности, актов неповиновения, во время или после больших митингов, больших событий, таких как в Жанаозене, допустим, Назарбаев от страха может пойти и на такие шаги, чтобы запугать население…
- Вы сказали чуть раньше, что спецслужбы продолжают готовить спецоперации против вас и Аблязова. Что конкретно вы знаете об этом?
- В лице Мухтара Аблязова Назарбаев видит политика и бизнесмена, который является непримиримым борцом с тиранией в Казахстане, с той несправедливостью, которая происходит в стране. Больше всего он опасается, что Аблязов будет финансировать гражданское общество.
Из-за того что Мухтар Аблязов выступает с критическими выступлениями и является серьезным финансовым игроком как внутри страны, так и за рубежом, Назарбаев считает его очень опасным личным врагом. Он уверен, что благодаря этому сказочному обвинению в терроризме все европейские спецслужбы начнут помогать КНБ в установлении местонахождения Аблязова, его финансовых потоков, активов. И это как-то остановит поддержку с его стороны несогласных в Казахстане.
Но он ошибается. Да, очень легко обвинять лиц, которые находятся за рубежом, во всех грехах… Однако и внутри Казахстана достаточно людей, которые помогают несогласным. Например, оказывают юридическую поддержку, помогают и родителям, и детям, которые безвинно страдают из-за того, что всех бастующих нефтяников просто выгнали на улицу. К тому же в Казахстане, как вы знаете, есть клановость в хорошем понимании этого слова, когда представители одного землячества поддерживают и морально, и материально друг друга. Назарбаев просто недооценивает граждан страны…
…Назарбаев считает, что, обвинив в терроризме своих оппонентов, он сможет отдать приказ КНБ или ГРУ Казахстана провести операцию по захвату и похищению, а в случае неудачи — и убийству политических лидеров оппозиции за рубежом. Это касается и меня, и Аблязова, и для этого — по информации, которая поступает ко мне, — он постоянно накачивает того же председателя КНБ Абыкаева, а тот в свою очередь — оперативные службы КНБ и службы внешней разведки…
- А смысл убивать?
- Смысл тут простой: нет человека — нет проблемы…
Беседовал независимый журналист Александр НАРОДЕЦКИЙ
Read More:
Терроризм развяжет руки Акорде