Жанаозенский сценарий может повториться, но уже с работниками жезказганской ТЭЦ, принадлежащей корпорации «Казахмыс». Люди требуют повышения зарплат. Однако руководство компании не просто игнорирует их, но и пытается морально задавить. Об этом на пресс-конференции в Алматы рассказали приехавшие из Жезказгана представители местной газеты и профсоюза «Жанарту».
Автор: Ксения БОНДАЛ
На встречу с алматинскими журналистами хотели приехать и сами работники ТЭЦ, но в последний момент их поставили в смену и запретили приезжать, рассказали организаторы пресс-конференции.
Не время для митингов
В то время как работникам металлургического и горняцкого подразделений корпорации зарплату подняли, энергетикам за последние 2—3 года так и не сделали перерасчет, объяснила причину пресс-конференции представитель профсоюза «Жанарту» Найля Чуйкина.
- Работникам все время говорят о том, что зарплата будет подниматься после того, как они сдадут экзамен по квалификации. Но в Трудовом кодексе нет такого… — рассказала она.
Рабочие стали обращаться в профсоюз «Жанарту» и говорить, что хотят выйти на митинг со своими требования по зарплате. Но Найля Чуйкина считает, что митинг — это не решение проблемы.
- Мы объясняли им, что прежде всего нужно разговаривать со своими работодателями, останавливали людей, предупреждали, что, выходя на забастовку или митинг, не предъявив своих требования, они просто оказываются вне правового поля, — подчеркнула г‑жа Чуйкина.
«Жанарту» помог работникам корпорации юридически оформить их требования об увеличении зарплат и проконсультировали, в какие инстанции им нужно обратиться. Однако руководство компании обвинило тех, кто решил помочь рабочим, в… разжигании социальной розни.
И первым в этом списке, по словам профсоюзницы, оказался редактор жезказганской «Молодежной газеты» Берик Жагипаров. Он опубликовал немало острых материалов о ситуации с рабочими «Казахмыса», среди которых была публикация об одном из лидере Социалистического движения Казахстана, который помогает создавать независимые профсоюзы, отметила Найля Чуйкина. После этой статьи газету не взяла в печать ни одна типография, а председатель правления «Казахмыса» Эдуард Огай обвинил Жагипарова в разжигании социальной розни.
Пишешь статьи? Значит, сеешь рознь!
Об этом рассказал журналистам сам редактор газеты. Случилось это после того, как в ноябре прошлого года из-за низкой оплаты труда взбунтовались работники жезказганского медеплавильного завода, принадлежащего корпорации, а Берик Жагипаров опубликовал материал об этом.
- 15 марта Огай написал в ДКНБ Карагандинской области заявление на меня и уволенных работников медеплавильного завода Евгения Завадского и Асет Ерубаева, которые обратились ко мне за помощью, якобы о разжигании соцрозни. И он попросил принять меры по отношению к нам, — уточнил редактор.
В результате 26 марта комитетчики вызвали журналиста на допрос, а после заявили: если обнаружат состав преступления по обращению Огая, предадут материалы дела в прокуратуру и заведут на Жагипарова уголовное дело. А в самом «Казахмысе» уверены, что главу «Молодежной газеты» спонсирует Мухтар Аблязов, добавил неугодный журналист.
Сразу после редактора слово взял тот самый Евгений Завадский, которого корпорация обвиняет в нагнетании ситуации с волнениями рабочих. Как рассказал уволенный еще в феврале этого года мужчина, работу он потерял из-за нарушения техники безопасности на производстве.
- Но за это штрафуют, но не увольняют. При этом меня заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию, — прокомментировал Завадский.
В поисках справедливости он обошел все инстанции, начиная от департамента труда Жезказгана и до Министерства труда и соцзащиты, но тщетно. Тогда рабочий пошел в суд. Состоялось уже два слушания по его делу, а на май назначено третье.
Между тем среди работников ТЭЦ растет напряжение, констатировали организаторы пресс-конференции. С одной стороны, после консультаций с профсоюзом «Жанарту» они хотят действовать в рамках закона. Но с другой стороны, уже не верят в то, что их услышат и собираются все-таки выйти на митинг.
- Мы знаем, что из Караганды приехали омоновцы. В УВД 200 человек дежурят на случай форс-мажора, — поделился информацией Берик Жагипаров.
Да и спецслужбы не дремлют, как оказалось. По словам Найли Чуйкиной, у офиса профсоюза неоднократно были замечены молодые парни, которые тщательно следят за всеми приходящими туда, и она предположила, что они как раз из стана КНБ. Да и рабочих регулярно запугивают звонками незнакомые люди — чтобы они не связывались с «Жанарту».
Превентивные меры
А уже после пресс-конференции к нам в редакцию позвонили из самой корпорации и предложили поговорить с руководителем департамента корпоративных связей в Казахстане группы «Казахмыс» Максутом Жапабаевым. В телефонном разговоре он заявил, что работники жезказганской ТЭЦ и других предприятий «Казахмыса» теперь участвуют в новой системе труда, охватывающей 40 тысяч рабочих.
- Эту систему стали внедрять разрабатывать и внедрять больше года назад. Непосредственно процедуру подтверждения уровня квалификации рабочих стали проводить с февраля этого года, и завершится она в мае-июне этого года, — объяснил он. — Никто не собирается повышать зарплату обогатителям и металлургам, а про энергетиков забыть. Насколько я знаю, они эту процедуру прошли, и думаю, что уже в этом месяце будут получать зарплату по новым тарифам.
По информации г‑на Жапабаева, минимальное повышение зарплат составит 8%, а конечный размер будет дифференцированным и зависит от уровня квалификации, показателей производительности труда. Каким будет максимальный уровень повышения, он не уточнил. Зато отмел обвинения рабочих в том, что их действующий профсоюз — в «кармане» у «Казахмыса».
- К корпорации он не имеет никакого отношения, а является профсоюзом трудящихся горно-металлургической промышленности Казахстана, — уверенно заявил Максут Жапабаев.
See the original post:
Теперь на «Казахмысе» грядут митинги?