Предлагаем вниманию читателей текст депеши в ФБР временного поверенного в делах США в Казахстане Джона Ордвея, которая оказалась в наших руках благодаря доступу к архиву WikiLeaks. В ней позиция посла выглядит несколько иначе, чем она была озвучена на прошедшем 20 декабря брифинге Генеральной прокуратуры.
Сразу скажем, тут есть над чем поразмыслить.
20 декабря г‑н Ордвей сообщил, что ФБР США имело возможность доступа ко всем документам, связанным с делом. «Это включало в себя не только беспрепятственный доступ к независимому изучению доказательств и документов дела, но также и возможность проверки свидетелей на полиграфе американской стороной независимо от казахстанских органов», — рассказал временный поверенный в делах США в Казахстане Джон Ордвей на брифинге в генеральной прокуратуре.
В депеше же, отправленной им в ФБР США (она, напомним, оказалась у нас благодаря сотрудничеству с WikiLeaks), говорится, что специалистам ФБР США сначала позволили провести проверку показаний Ержана Утембаева и Рустама Ибрагимова, допросив их с использованием детектора лжи, а затем отказались продолжать работу.
Кстати, «Республика» подробно писала об этом еще в 2011 году. Ниже предлагаем текст, который был опубликован у нас тогда на поводу появления депеши г‑на Ордвея (именно о ней говорит, в том числе Рахат Алиев в своем сегодняшнем интервью).
Рахат Алиев прямо обвинил Назарбаева
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
24.05.2011
http://www.respublika-kz.info/news/politics/14924/
Рахат Алиев опубликовал свой ответ Чемберлену. В ответ на обвинения «Ак орды» в свой адрес он сделал вчера очередное заявление, в котором затронул чрезвычайно болезненную для лично Назарбаева тему — убийство в феврале 2006 года известного оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева.
Чего стоят первые слова заявления: «Я располагаю доказательствами, что убийство оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева 13 февраля 2006 года было организовано следующими лицами: Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, Председателем КНБ Нуртаем Абыкаевым, экс-председателем КНБ Нартаем Дутбаевым, при участии генпрокурора РК Асхата Даулбаева».
Поскольку в официальную версию похищения и убийства Алтынбека Сарсенбаева и его водителя и охранника в Казахстане не верит никто, слова бывшего посла могут вызвать бурю вопросов, протестов и требований к Назарбаеву и руководству правоохранительных органов наконец-то найти настоящих виновников февральской трагедии 2006 года и примерно наказать их. В то же время отсутствие реакции «Ак орды» может быть расценено как доказательство того, что Рахат Алиев говорит правду.
Мы не будем пересказывать содержание заявления, но обратим внимание читателей на ряд обстоятельств, мимо которых пройти никак нельзя.
Во-первых, Рахат Алиев утверждает, что: «С февраля 2006 года я и принадлежавшие мне казахстанские медиа проводили собственное расследование этого бесчеловечного преступления».
Пролистав страницы печатных средств массовой информации за тот период, нетрудно убедиться, что именно «Караван» и другие принадлежавшие Дариге Назарбаевой и Рахату Алиеву средства массовой информации буквально каждый день писали на тему похищения и убийства Алтынбека Сарсенбаева. Причем писали, приводя многочисленные подробности. Благодаря шквалу информации от СМИ, в том числе и этих, Астане не удалось замолчать участие в этом преступлении офицеров спецподразделения Комитета национальной безопасности.
Во-вторых, по официальной версии преступление было раскрыто благодаря неосторожности одного из сотрудников спецподразделения КНБ, который почему то взял телефон у одного из похищенных, и начал использовать его, не думая о последствиях. Дело в том, что и тогда, и теперь контроль и прослушивание мобильных телефонных переговоров осуществляет Специальная информационная служба КНБ, которая на тот момент возглавлялась генералом Жомартом Мажреновым. Тем самым, кого потом причислили к подельникам Рахата Алиева и который якобы покончил жизнь самоубийством в следственном изоляторе КНБ РК в Астане.
Все это заставляет предположить, что Рахат Алиев действительно располагает какими-то документами, свидетельскими показаниями, аудио и видеозаписями, которые, возможно, действительно доказывают, что решение покончить с Алтынбеком Сарсенбаевым было принято на территории Австрии, в курортном городе Клагенфурт. Иначе бы соответствующие правоохранительные структуры не стали бы возбуждать уголовное дело по заявлению бывшего зятя Назарбаева, тем более что главный подозреваемый пользуется всеми привилегиями и иммунитетом главы государства.
В‑третьих, есть еще один щекотливый вопрос, на который пролил свет в своем заявлении Рахат Алиев и который оставался без ответа все эти пять лет. Как так случилось, что военнослужащие элитного спецподразделения КНБ РК, подчинявшиеся исключительно председателю КНБ РК (тогда это был Нартай Дутбаев) и его первому заместителю — куратору спецподразделения Владимиру Божко, ныне министру по чрезвычайным ситуациям, вдруг смогли просто так взять автоматическое оружие и покинуть территорию воинской части?
В своем заявлении Рахат Алиев пишет: «В 1999 году президент Назарбаев назначил меня руководителем департамента КНБ. Соответственно, режим функционирования казахских секретных служб не является для меня секретом. И это знание позволяет мне утверждать: прозвучавшая на суде версия о том, что убийцы действовали на собственный страх и риск, не информируя руководство КНБ о своих действиях — абсолютно неправдоподобна и невозможна. Выезд спецподразделения на боевое задание при полной боевой экипировке возможен только по прямому приказу председателя Комитета национальной безопасности. Такой режим был введен по требованию самого Назарбаева, панически боящегося покушений и тех, кто их может осуществить».
В общем, вопросов много, а ответов на них от официальных органов очень мало, что само по себе вызывает еще большие вопросы. И в этом смысле строки из заявления бывшего посла звучат очень красноречиво и многообещающе: «В настоящий момент я располагаю полной доказательной базой о причастности к устранению своего политического противника президента Нурсултана Назарбаева и лиц из его окружения». Теперь нам осталось дождаться доказательств.
Между тем, вчера Рахат Алиев «взорвал» еще одну маленькую «сенсацию». В опубликованном на блоге материале от «Викиликса» говорится, что специалистам ФБР США, которым сначала позволили провести проверку показаний Ержана Утембаева и Рустама Ибрагимова, допросив их с использованием детектора лжи, затем отказали в продолжение работы, хотя ничто этому не мешало и не препятствовало!
Как следует из перевода депеши, американцы благодаря технике смогли установить, что Утембаев и Ибрагимов лгут, пытаясь взять всю вину на себя. Цитируем: «Основываясь на результатах полиграфа и последующих допросах, ФБР считает очень вероятным, что дополнительные персоны были вовлечены в то, чтобы направить Утембаева и/или Ибрагимова на совершения убийств. ФБР рекомендует, чтобы Утембаев и Ибрагимов снова прошли полиграф».
В результате после проволочек подозреваемых срочно увезли в Талдыкорган. Еще цитата: «Не было никакого ответа на сообщение о рекомендациях вплоть до 6 июня, когда Касымов проинформировал сотрудника ФБР, что обвиняемые перевезены в Талдыкорган в тот день и не были доступны для допросов. Сотрудник ФБР был также проинформирован о крайней маловероятности того, что обвиняемые теперь согласятся на новое прохождение полиграфа».
Кстати, Касымов, о котором говорится в депеше, это тогдашний начальник ДВД Алматы, а ныне министр внутренних дел Казахстана. Тот самый, кто якобы, по информации наших источников, неожиданно для всех установил местонахождение двух трупов, найденных на днях в предгориях Алматы, которые Генеральная прокуратура с высокой степенью вероятности признала телами пропавших Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова. Но это к слову.
ОТ РЕДАКЦИИ. Для тех наших читателей, кто знает английский язык, мы предлагаем саму депешу, которую получили благодаря WikiLeaks.
id: 67595
date: 6/12/2006 11:07
refid: 06ALMATY2069
origin: US Office Almaty
classification: CONFIDENTIAL
destination: 06ALMATY2069
header: VZCZCXRO5526
PP RUEHDBU
DE RUEHTA #2069/01 1631107
ZNY CCCCC ZZH
P 121107Z JUN 06
FM AMEMBASSY ALMATY
TO RUEHC/SECSTATE WASHDC PRIORITY 5724
INFO RUCNCIS/CIS COLLECTIVE PRIORITY
RUCNFB/FBI WASHDC PRIORITY
RUEHNO/USMISSION USNATO PRIORITY 2115
RUEHVEN/USMISSION USOSCE PRIORITY 1592
—————– header ends —————-
C O N F I D E N T I A L SECTION 01 OF 02 ALMATY 002069
SIPDIS
SIPDIS
DEPT FOR SCA/CEN (J. MUDGE), DRL/PHD (C. KUCHTA-HELBLING)
E.O. 12958: DECL: 06/12/2016
TAGS: PHUM, PGOV, KZ
SUBJECT: KAZAKHSTAN: SARSENBAIULY MURDER TRIAL TO BEGIN
JUNE 14
Classified By: Pol-Econ Chief Deborah Mennuti,
reasons 1.4 (B) and (D).
1. © Summary: The trial of the ten individuals accused in
the murder of opposition politician Altynbek Sarsenbaiuly and
his two associates will begin June 14 in a small town several
hours’ drive from Almaty. The victims’ families and
political associates allege that Kazakhstani authorities are
seeking to minimize public access to the proceedings. In a
countermove, the “For a Just Kazakshtan” opposition movement
will hold a public hearing in Almaty on June 13 to focus
public attention on the case and what they see as the
investigators’ shortcomings. Meanwhile, the FBI’s role in
assisting the investigation has dwindled as a result of the
Ministry of Interior’s apparent lack of interest in
administering additional polygraph tests to the primary
suspects. End summary.
——————–
Trial in Taldykorgan
——————–
2. (U) The trial of the ten individuals accused in the
February 11 kidnapping and murder of prominent opposition
politician Altynbek Sarsenbaiuly and his associates Baurzhan
Bekbosyn and Anatoliy Zhurablyov will begin on June 14. The
trial will be held in Taldykorgan, the capital of the
Almatinskaya Oblast, approximately 265 km from Almaty. The
Supreme Court ruled that the trial should take place in the
oblast where the murders were committed and the bodies were
found, rather than in Almaty where the victims were abducted.
3. (SBU) The victims’ families have appealed the Supreme
Court’s ruling, alleging that holding the trial so far from
where the victims’ relatives reside unfairly disadvantages
them. There is widespread speculation that the authorities
chose Taldykorgan over Almaty in large part to minimize
public participation in what is formally an open trial. “For
a Just Kazakhstan” (FJK) Marzhan Aspandiyarova told Pol-Econ
chief on June 12 that the courtroom in Taldykorgan can seat
only 20—25 people, including the ten accused and their
lawyers and guards, leaving room for only a handful of
observers. Authorities have reportedly promised to set up a
video monitor in an adjoining room that seats 10 to 15.
————————
Public Hearing in Almaty
————————
4. © FJK is organizing a public hearing in Almaty on June
13 to discuss the case. FJK chairman Zharmakhan Tuyakbay,
noted human rights defender Yevgeniy Zhovtis, former DCK
leader Peter Svoik, and Sarsenbaiuly’s brother Rysbek
Sarsenbaiuly are scheduled to speak. Aspandiyarova said that
FJK had invited a wide range of Kazakhstani government
representatives, including from the MVD, the KNB, and
parliament. They also invited First Deputy FM Rakhat Aliyev,
who figures prominently in public speculation about the
crime, and his wife Dariga Nazarbayeva. Aspandiyarova said
the event had been organized “as a chance to say what we will
not be able to say in court,” as the opposition expects the
trial to move forward quickly along rigid guidelines.
Sarsenbaiuly’s brother Rysbek is expected to discuss the role
of President Nazarbayev and his family in the crime and the
aftermath.
—————————
Status of FBI Participation
—————————
5. © Legatt briefed Vice Minister of Internal Affairs
Kasymov on the the results of the FBI’s March 13 polygraph
tests of Yerzhan Utembayev and Rustam Ibragimov in late
April. Legatt informed Kasymov that based on the polygraph
results and subsequent interrogations, the FBI believes it is
very likely that additional individual(s) were involved in
directing Utembayev and/or Ibragimov in conducting the
murders. The FBI recommended that Utembayev and Ibragimov be
polygraphed again. There was no response to the briefing or
the recommendations until June 6, when Kasymov informed
Legatt that the accused had been moved to Taldykorgan that
day and were not available for interviews. Legat was also
informed that it was unlikely the accused would consent to
another polygraph at this time.
6. (SBU) Comment: After a quiet period when the accused were
given time to familiarize themselves with the case against
ALMATY 00002069 002 OF 002
them, the Sarsenbaiuly murder trial is clearly heating up.
Post will send observers to the June 13 hearing in Almaty and
the June 14 opening of the trial in Taldykorgan. In
anticipation of media questions regarding the FBI’s role in
the investigation and assessment of the results, post will
also draft updated press guidance in coordination with the
Department. End comment.
ORDWAY