В ответе КНБ РК также было сказано, что: «В интересах следствия предоставление иной информации по делу невозможно».
Уникальным в данном случае является то, что высокопоставленный менеджер квазигосударственной структуры обвиняется не в получении, а в даче взятки в особо крупном размере. В связи с этим возникает вопрос, кому и за что Рашид Аманжулов дал взятку?
Напомним, что он был взят под стражу в конце апреля, через два дня после того, как расторгнул трудовой договор с госкорпорацией по собственному желанию. То есть, возможно, собирался уехать из страны. Но на этом странности данного дела не заканчиваются, поскольку Аманжулов хорошо известен своей близостью к нынешнему послу РК в России Имангали Тасмагамбетову.
Это факт подтверждается совпадениями в их трудовой биографии. Аманжулов, начав трудиться в акимате города Алматы во времена, когда последний возглавлял Тасмагамбетов, последовал за ним в акимат города Астаны. Причем в последние годы работал начальником управления пассажирского транспорта и автобильных дорог. А когда глава государства назначил Имангали Нургалиевича министром обороны РК, Рашид Мажитович вдруг стал начальником Главного управления расквартирования войск. И только когда Тасмагамбетова отправили в Москву послом, Аманжулов не последовал за ним. Хотя, возможно, просто не успел.
Все это заставляет подозревать, что основным фигурантом уголовного дела является отнюдь не Рашид Аманжулов, а Имангали Тасмагамбетов.
Если это так, то возможны три варианта дальнейшего развития событий.
По-первому, через определенное время Тасмагамбетов будет отозван из российской столицы и обвинен в получении взятки в особо крупном размере. Данный вариант, по нашей оценке, крайне маловероятен, поскольку приведет к резкому обострению внутриэлитных противоречий и может вызвать серьезные осложения, как на национальном уровне, так и на западе страны.
По-второму варианту, Рашид Аманжулов будет осужден и приговорен к длительному сроку содержания под стражей. При этом материалы его уголовного дела, имеющие отношение к Имангали Тасмагамбетову, будут выделены в отдельное производство и превратятся в “дубинку”, которая может быть пущена в ход в любое время. В казахстанской внутриполитической практике это один из самых эффективных инструментов воздействия, о чем, в частности, свидетельствует политический закат Аслана Мусина, в свое время бывшего де-факто вторым по влиянию человеком в Акорде после Нурсултана Назарбаева.
По-третьему варианту, который мы также оцениваем как маловероятный, уголовное дело Аманжулова будет расследоваться, как не связанное с Имангали Тасмагамбетовым. Но для этого потребуется прямое жесткое указание Нурсултана Назарбаева, которое ему нет смысла давать. Ведь в условиях обострения внутриэлитных противоречий пребывание над “дракой” по-прежнему для него оптимальная тактика – она позволяет ему с минимальными затратами усилий сохранять контроль над верхушкой правящей элиты и идущими в ней процессами. Другое дело, что сдерживать эти процессы он уже не способен и может только их регулировать.
Открытым остается пока вопрос, кто стоит за задержанием Рашида Аманжулова? Очевидно, что это люди в Акорде, которые являются внутриполитическими оппонентами Имангали Тасмагамбетова и опасаются того, что он может “выстрелить” в постназарбаевский период, когда вопрос передачи верховной власти в стране из области теории перейдет в практическую плоскость. И очень похоже, что дело Аманжулова, и поправки в выборное законодательство, отменяющие самовыдвижение кандидатов в президенты РК, неким тайным образом связаны между собой и имеют одну общую цель.
Читайте также Отсекание «темных лошадок» и «Раздевание» Ракишева.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0