Почти 200 раз нарушались права журналистов всего за полгода в Казахстане. С такими неутешительными цифрами вышла на пресс-конференцию глава фонда “Адил соз” Тамара Калеева. В качестве яркого — во всех смыслах — примера давления вместе с ней пришла Гульжан Ергалиева.
Автор: Таисия АФИНИДИ
Глава проектов “Гульжан.орг”, “Адам Ридерз” и “Нурадам” подробно рассказала о злоключениях сайтов и журнала. Как блокировали сайты — а теперь, несмотря на решение суда и постановление судебных исполнителей, никак не разблокируют. Как типографии одна за одной отказывались печатать журнал — вышли только 12 номеров, а несчатливый13‑й так и остался в виде обложки. Как журналисты обивали пороги прокуратуры и ДВД…
- Наша власть не принимает во внимание права тысяч пользователей и читателей, — обрисовала суть дела Ергалиева. — Такими средствами борются с неугодной прессой и лично со мной.
На сегодня положение таково: журнал “Адам” отказались печатать 24 типографии города Алматы и Алматинской области. Ущерб редакции составил 1 млн 800 тысяч тенге. А сайты заблокированы, потому что, как сказано в ответе Министерства транспорта и коммуникаций, “IP-адрес совпадает с другими IP-адресами заблокированных сайтов”. МТК обещает решить проблему, но когда — неизвестно.
- Ничего определенного, никаких сроков — хотя юридически сайт открыт, — пожаловалась Гульжан Ергалиева, имея в виду одноименный ресурс.
Главный редактор боролась за свой журнал всеми способами.
- Когда у нас отобрали лицензию на “Адам”, я обратилась к Ертысбаеву, он тогда был советником президента, и нам ее вернули, — рассказала она.
Когда же все типографии дали журналу от ворот поворот, Гульжан Хамитовна позвонила Марату Тажину.
- Он внимательно выслушал, не перебивал, а потом говорит: “Я сам не пользуюсь и другим не советую пользоваться телефонным правом”, — передала ответ госсекретаря редактор.
Заканчивая, Гульжан Хамитовна сообщила, что заявления редакции в прокуратуру и ДВД Алматы или остались без ответа, или спущены в нижестоящие инстанции.
- Мы много говорим о том, что закон надо уважать, — вступила в разговор Тамара Калеева, — но когда сама власть демонстрирует такое отношение к закону…
Напомнив, что все подобные перипетии прошла “запрещенная ныне газета “Республика” (“когда их не стало, нам стало плохо” — вставила реплику Ергалиева), Тамара Мисхадовна предложила обращаться в международные организации, устраивать кампанию в защиту издания, “потому что на местном уровне при таком произвольном применении закона политическая воля неизвестных деятелей политики оказывается сильнее закона”.
- Хотя обольщаться не нужно, там результатом тоже будет только поддержка со стороны общественного мнения, — предупредила Калеева.
Ергалиева же, дождавшись первого же вопроса из зала, выразила свой взгляд на подоплеку происходящих событий. Нынешнее давление на неугодные СМИ, по ее мнению, это “попытка власти переформатироваться”. Экономически — все эти продажи-перепродажи “Казахмыса”, Кашагана. Политически — “движняки”, как она выразилась, на политическом олимпе и т. д.
- Видимо, пришло время собирать камни. Болен президент — не болен, мы не знаем, нам не докладывают. Но нет дыма без огня. Тема остро стоит — что будет после Назарбаева. Они пытаются смоделировать так, как им выгодно, — сказала она. — Пока они не решат, какая конфигурация будет у СМИ с учетом смены политического курса, мы у них — большая головная боль.
Аргументируя свою точку зрения, Ергалиева поделилась “инсайдерскими” данными: есть сведения, что сильно сократят бюджет провластных СМИ, с 5 до 1,5 млрд тенге. Госфинансирование оставят только для телеканалов, а газеты якобы пустят в свободное плавание.
- Тогда произойдет революция в СМИ — очищение, конкуренция, естественный отбор, — размечталась Ергалиева.
- Не будет никакого очищения! — возразила коллеге Калеева. — Свои ключевые госиздания они(власть) сохранят и будут держать так же жестко.
Тенденции, обозначившиеся в последние полгода, это только подтверждают. По сводкам “Адил соза”, с начала года в Казахстане зафиксировано 196 случаев нарушений прав журналистов. Это 9 нападений на редакции и работников СМИ, среди пострадавших — Гузяль Байдалинова (“Голос республики”) и Тамара Вааль (“Литер”, Астана); 6 случаев угроз в отношении граждан, журналистов и СМИ (в списке опять — коллектив “Голоса республики”), одно необоснованное задержание работника СМИ — речь идет о Злате Удовиченко из Уральска.
Кроме того, произошло 8 прекращений и приостановлений деятельности СМИ и 8 блокирований и ограничений доступа к веб-сайтам (будете смеяться, но и тут на первом месте — интернет-портал“Республика”), 18 случаев воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов.
Зафиксировано также 4 обвинения в клевете, 3 — в разжигании межнациональной и религиозной вражды, 30 гражданско-правовых требований к СМИ и журналистам (из них 28 претензий и исков о защите чести и достоинства) и 108 отказов в предоставлении общественно-значимой информации.
Как говорится, без комментариев.