В третий раз за последний год Таджикистан остался без газа, получаемого от Узбекистана. История напоминает заезженную пластинку: контракт заключается максимум на полгода, за месяц до окончания Таджикистан шлет соседу предложения о его пролонгации, Узбекистан не отвечает, а затем отключает подачу газа по причине окончания действующего контракта…
Автор: Сергей РАСОВ
Так случилось и на сей раз. 31 декабря 2012 года Узбекистан “перекрыл вентиль”, а на срочную телефонограмму премьера Таджикистана Акила Акилова коллеге Шавкату Мирзияеву с просьбой “прояснить ситуацию и содействовать подписанию нового документа” никто не ответил. Как сообщают таджикские СМИ, “руководство таджикской газораспределительной компании “Таджиктрансгаз” продолжает вести переговоры с узбекскими коллегами относительно поставок природного газа в Таджикистан на 2013 год, однако стороны пока не достигли никаких конкретных результатов”.
Также ведутся переговоры по газовому вопросу на уровне внешнеполитических ведомств стран-соседей. Вероятно, в ближайшие дни в очередной раз делегация правительства Таджикистана отправится в Ташкенте и будет пытаться договариваться о новом газовом контракте.
Не секрет, что газовый вопрос между странами давно уже из экономического конфликта перерос в политический кризис. И пока стороны не придут к взаимоприемлемому решению о строительстве Рогунской ГЭС, регулярно возобновляемый газовый конфликт будем по-прежнему омрачать отношения соседей. И хотя Таджикистан пытается найти выход из создавшегося положения и постепенно переводит свои основные промышленные предприятия на альтернативное топливо — уголь и мазут, совсем без газа не обойтись.
В этом году “газовая война” получила продолжение за счет отказа Узбекистана на транзит сжиженного газа через свою территорию страны автомобильным транспортом, который в основном использует население Таджикистана для бытовых нужд. В постановлении правительства Узбекистана указывается, что решение принято “в целях обеспечения госбезопасности, защиты общественного порядка, жизни и здоровья населения”.
Впрочем, пока это решение кабмина Узбекистана не сильно повлияло на ситуацию с поставками сжиженного газа в Таджикистан, который в основном поступает в республику железнодорожным транспортом и ситуация на рынке сжиженного газа остается стабильной, а дефицит на данный вид топлива отсутствует.
Возникает вопрос, кому выгоден тлеющий конфликт в Центральной Азии? Как ни парадоксально каждая из сторон извлекает из него плюсы. Узбекистан показывает, что в любой момент может заблокировать Таджикистан: перекрыть железнодорожные пути и отключить поставки газа. Тем самым осложнить экономическую ситуацию в Таджикистане, если с его требованиями и условиями сосед не захочет считаться.
К слову, узбекская сторона так и не восстановила железнодорожное сообщение с югом Таджикистана, приостановленное в середине ноября 2011 года, разобрав при этом шпалы, рельсы, открытыми остаются вопросы демаркации и делимитации границы, ее разминирования. При этом Ислам Каримов не устает повторять свой тезис, что строительство Рогуна приведет к экологической катастрофе, а крестьянские хозяйства Узбекистана останутся без воды, а значит, Узбекистан лишится своего валютного товара — хлопка.
С другой стороны, каждый такой конфликт играет на руку и Эмомали Рахмону.
Президент Таджикистана в любой зарубежной поездке старается заручиться поддержкой международной общественности и доказывает, что без строительства Рогунской ГЭС его страна так и не сможет подняться с колен из-за козней Ислама Каримова. И надо отметить очень часто этот тезис находит понимание, и Таджикистан получает приличную международную помощь на преодоление многолетнего кризиса в экономике и социальной сфере страны из-за отсутствия собственных энергоресурсов и зависимость от поставок из/через Узбекистан.
Вероятно, наступивший 2013 года вряд ли изменит в положительную сторону отношения между странами¸ пока постаревшие президенты Эмомали Рахмон и Ислам Каримов не уступят место более молодым и продвинутым лидерам, которые будут заинтересованы в преодолении многолетнего конфликта, а не в его нагнетании.