Таджикистан готовится к референдуму
Сегодня депутаты нижней палаты парламента Таджикистана назначат дату проведения всенародного референдума о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан. Как сообщает местная пресса, «совет нижней палаты парламента Таджикистана подготовил проект постановления о проведении 22 мая всенародного референдума о внесении поправок в Конституцию».
Напомним, что в январе нижняя палата парламента Таджикистана уже одобрила две ключевые поправки к Конституции. Первая дала президенту Эмомали Рахмону, правящему страной с 1992 года, право участвовать в выборах неограниченное количество раз. Вторая снизила возрастной ценз для кандидатов в президенты до 30 лет, что позволяет сыну главы государства Рустаму Эмомали (главе антикоррупционного агентства Таджикистана) при необходимости принять участие в президентских выборах уже в 2020 году. Если, конечно, сам Эмомали Рахмон не захочет баллотироваться.
Кроме этого в Основной закон страны будут внесены еще две принципиальные поправки. Одна установит единый возрастной ценз для кандидатов в депутаты нижней палаты и членов верхней палаты, судей Верховного и Конституционного судов и Высшего экономического суда Таджикистана — 30 лет.
Другая поправка будут внесена в статью 28 Конституции, касающуюся создания политических партий, благодаря ей в Таджикистане теперь невозможно будет создать партии религиозного, националистического или атеистического характера.
К слову, именно в эти дни в Верховном суде в закрытом режиме начался судебный процесс над 13 членами Высшего политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Всем им выдвинуто обвинение по тяжким статьям УК РТ — организация и финансирование государственного переворота, который попытался осуществить 4 сентября 2015 года экс-замминистра обороны Таджикистана Абдухалим Назарзода. Мятеж был подавлен, его основные участники были уничтожены. А после власти взялись за уничтожение Партии исламского возрождения Таджикистана во главе с ее лидером Мухиддином Кабири (он сейчас скрывается за границей), которая, якобы, была причастна к мятежу.
Таким образом, на референдум могут быть вынесены несколько предложений. Для чего понадобилось переписывать Конституцию — не секрет. Президент Эмомали Рахмон, который возглавляет Таджикистан с 1992 года, в соответствии с действующими нормами Конституции республики не имеет право выдвигать свою кандидатуру на выборах в 2020 году. Однако если предложенные поправки будут приняты, он получит право выдвигать свою кандидатуру без каких-либо ограничений.
А предлагается следующее. Статью 65, часть вторую Конституции изложить в следующей редакции: «Кандидатом на пост президента Республики Таджикистан может быть выдвинуто лицо, имеющее только гражданство Республики Таджикистан, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, владеющее государственным языком и не менее последних 10 лет проживающее на территории республики».
Теоретически под данную поправку попадают дети Эмомали Рахмона — его сын Рустам Эмомали. Сыну президента в 2020 году будет 33 года, в соответствии с прежней редакцией Конституцией он не имел бы права выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства. Прежняя редакция Основного закона гласит: «Каждый гражданин республики старше 35 лет имеет право выдвинуть свою кандидатуру на президентский пост».
Есть и другой вариант передачи власти в Таджикистане. В конце января этого года старшая дочь президента Озода Рахмон (1978 г.р.) была назначена главой исполнительного аппарата президента. Так что есть вероятность того, что Эмомали Рахмон не складывает все яйца в одну корзину и одновременно продвигает сына и дочь.
Однако, вероятнее всего, если здоровье главе государства позволит, то он останется главным и наиболее вероятным участником президентской гонки в 2020 году. Ведь его весьма немолодые коллеги — Ислам Каримов в Узбекистане и Нурсултан Назарбаев в Казахстане до сих пор не спешат называть преемников.