Автор: Тимур ВАЛИЕВ
22.09.2011
Религиозный вопрос, который многие здравомыслящие политики даже затрагивать не хотят, у казахстанских парламентариев не вызвал и тени сомнения. 1 сентября на открытии парламентской сессии президент страны Нурсултан Назарбаев объявил законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» приоритетным. Парламент тут же «взял под козырек»: 8 сентября документ поступил в парламент, и уже 21 сентября Мажилис его одобрил.
Главный тезис, звучавший от мажилисменов в ходе обсуждения — закон принимать надо. Председатель Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф, лишний раз убеждая депутатов в целесообразности принятия законопроекта, заверял: «Именно сейчас настало время, когда тесное взаимодействие и конструктивный диалог государства с религиозным сообществом способны не допустить распространения в нашей стране таких крайностей, как бездуховность, радикализация религиозных взглядов».
Налаживать тот самый конструктивный диалог государство и будет посредством закона. Он повторяет конституционную норму, что государство отделено от религии, но при этом «в преамбуле законопроекта признается историческая роль ислама ханафитского учения и православия в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа, а также подчеркивается уважение к другим религиям, сочетающимся с его духовным наследием». Законопроект разделяет религиозные объединения — на местные, региональные и республиканские. Четко оговаривает правила названия — оно должно содержать вероисповедную принадлежность и статус и не должно дублировать госсимволы Казахстана и других государств.
- В этом контексте, — подчеркнул
Говоря о нормах законопроекта, глава Агентства заострил внимание на одной из самых спорных. Это запрет на религиозные обряды в госучреждениях и приостановление действия молельных комнат в госучреждениях. «Необходимо уяснить, что принятие данного положения не преследует цели ущемления прав верующих в части свободы вероучения и религиозных убеждений верующих. Нужно понимать, что данная мера принята, прежде всего, в целях сохранения светскости государства, эффективного использования рабочего времени и места», — заявил он.
С этим согласились не все депутаты. Мажилисмен Бекболат Тлеухан напомнил, что совершение намаза — священный долг мусульманина. «Эта наша традиция, которая на протяжении веков уже идет. И если мы говорим что категорически не допускается, мы совершаем ошибку. Эта ошибка, наш категоричный тон может вызвать социальное обострение у нас в народе», — заявил он, добавив, что если эта норма останется в законе, во всех госорганах, включая и парламент, появится немало нарушителей закона.
Мажилисмен предупредил: ответственность за такой запрет и ляжет именно на разработчиков законопроекта: «Перед народом, перед богом вы ответственны. Не забывайте об этом». Однако массовой поддержки коллег депутат Тлеухан не получил. Большинство мажилисменов согласились с тем, что молельных комнат в госучреждениях быть не должно. А вот «историческая роль» определенных религий вызвала интерес. Нурлан Онербай поинтересовался у главы Агентства, какой смысл был в этой фразе: «Если государство отделено от религии, не все ли равно, какого мазхаба мы будем придерживаться?».
- Мы не дали
Любопытно, что принципиальных споров (исключая депутата Тлеухана, который до последнего отстаивал свою позицию) во время обсуждения законопроекта не возникло. Мажилисмены признали, что вполне вероятно, в ходе реализации закона «вылезут» недочеты и недоработки, которые придется корректировать — разумеется, через внесение поправок. Но задумываться о возможных последствиях сейчас они не стали. Просто проголосовали «за» и отправили законопроект в сенат. Что для нынешнего парламента вполне логично — о том, что будет после принятия закона, они уже давно не задумываются, так как их законы напрямую пока не касаются: у депутатов статус неприкосновенности при любых обстоятельствах.
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru
More here:
С религиями одним махом расправились