В Актобе продолжается суд над экс-акимом Жанаозена Ораком Сарбопеевым. Суд опрашивает свидетелей, которые стараются быть очень осторожными в своих показаниях. В этот раз под натиском вопросов прокурора и судьи оказался экс-заместитель акима Жанаозена Кайрат Нурмуханов.
Автор: Наталья САДЫКОВА
Дело экс-акима Жанаозена Орака Сарбопеева, как мы писали, в среду начали рассматривать в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Актюбинской области с участием присяжных заседателей. Сарбопеева обвиняют в том, что весной прошлого года в своем кабинете он получил от руководителя ТОО «ОзенКурылыс» Сыдыкова взятку в размере шесть миллионов тенге. За такое вознаграждение чиновник обещал оказать содействие при строительстве 200-квартирного дома в Жанаозене. В ноябре прошлого года Сарбопеев потребовал от Сыдыкова 100 тысяч долларов и строительства магазина, оформленного на имя своей снохи. 50 тысяч долларов Сыдыков передал чиновнику через своего брата, а магазин так и не достроил.
В четверг заседание началось в начале десятого. Присяжные заседатели неспешно заняли свои места, конвой привел подсудимого и судья объявил о продолжении рассмотрения уголовного дела.
Первым и, пожалуй, ключевым свидетелем заседания стал бывший заместитель акима Жанаозена Кайрат Нурмуханов. Мужчина, кстати говоря, ныне является безработным, хотя при Ораке Сарбопееве с февраля 2011 года был его замом и курировал большой круг вопросов — от ЖКХ до архитектуры и строительства.
Надо сказать, что свидетель старался быть как можно менее категоричным в своих суждениях. Он говорил, что шестому микрорайону, где строился тот самый злополучный двухсотквартирный дом, был очень нужен магазин, потому что продукты люди покупали в одном маленьком ларьке.
Нурмуханов сам проживал в этом же микрорайоне и знал о проблеме не понаслышке. Это-де и вынудило чиновника выделить земельный участок под строительство госпоже Джанбуршиной. Джанбуршина приходится Ораку Сарбопееву снохой, но тогда свидетель, по его словам, об этом не знал. Понятия не имел он и о том, что именно строится за забором, которым огородили землю. Прокурору такие ответы не нравились, он снова и снова задавал, по сути, одни и те же вопросы.
- Вам давал Сарбопеев прямое указание выдать земельный участок Джанбуршиной? — строго спрашивал гособвинитель экс-чиновника.
- Нет, не давал, но магазин был нужен в этом районе.
Тогда не выдержал судья. Шапагат Алнияз открыл показания Нурмуханова в деле и стал их зачитывать.
- «Я по своей должности был назначен председателем комиссии по выделению земельных участков. Джанбуршина написала заявление на имя акима города с просьбой выделить ей земельный участок в шестом микрорайоне. Ей было отказано, так как там была запрещена застройка. В октябре меня вызвал Сарбопеев и сказал, что Джанбуршиной надо выдать землю, что он видел проект магазина, он ему нравится и магазин нужен там. Сарбопеев был моим руководителем, я ответил: «Раз нужен, значит, надо строить». Джанбуршина написала повторно заявление, и в октябре ей выделили участок», — прочел судья показания свидетеля и тут же задал вопрос: — Почему вы 19 августа отказали в выдаче участка, а 7 октября выдали его, раз застройка все еще была запрещена в шестом микрорайоне?
- Мне сказал Сарбопеев, что для жителей нужен этот магазин.
- А кем приходится Джанбуршина Сарбопееву, знали?
- Нет, не знал.
Судья Алнияз принялся читать дополнительный опрос свидетеля от 27 марта 2012 года. В нем Кайрат Нурмуханов уже утверждал, что Сарбопеев никакого участия в предоставлении своей снохе земли не принимал: «Он вызвал меня и сказал, что нужна земля, надо выдать, но сам в этом не участвовал».
- Вы каких показаний придерживаетесь — тех, что дали сейчас (в суде), или от 17 марта? — строго спросил судья.
- Я подтверждаю свои показания, по сути, я говорил одно и то же, — облегченно вздохнул свидетель.
Тут прокурор снова начал задавать вопрос «издалека», но судья перебил его: мол, свидетель уже сказал, что поддерживает свои показания.
- Пусть сам тогда скажет! — не унимался обвинитель.
- Что еще он может добавить? — недоуменно спросил судья.
- Магазин там был нужен! — почти перешел на крик экс-заместитель Сарбопеева.
У защиты вопросов не было, прокурор обиженно промолчал. Суд завершил опрос свидетеля. После Нурмуханова в суде допросили секретаря Орака Сарбопеева, но она суду ничего сенсационного не сообщила. Прокуроры задавали вопросы о том, где располагается кабинет акима, сверяли их с имеющейся в материалах дела схемой и просили описать апартаменты градоначальника.
Не менее скучным был опрос и другого свидетеля, который якобы получил деньги за разработку проекта магазина. Однако средства были отданы ему наличными и никаких квитанций суду предоставить он не смог. Судья многозначительно попросил всех свидетелей оставаться в зале, потому что они еще «будут нужны».
…В эти дни суд работает в усиленном режиме, необходимо допросить минимум 17 человек, стороны могут заявить также о дополнительных свидетелях. По информации пресс-службы областного суда, приговор Сарбопееву должны вынести в течение ближайшего месяца.
View original post here:
Строить было нельзя, но акиму хотелось